


Фольклор Тамбовской области представлен мифологическими, обрядовыми, вербальными, музыкальными, танцевальными, игровыми, этическими, ремесленными, хозяйственными и другими видами художественной деятельности. Устное народное творчество, говоры, основные этнографические комплексы, формулы музыкальной речи, танцевальная пластика, иерархия этических установок характеризуют фольклор Тамбовской области как южнорусскую традицию. Сложные миграционные процессы, сходческий характер населения объясняют дробность фольклорной карты Тамбовской области, представленной множеством субареалов, восходящих к устной культуре угро-финского, тюркского, славянского этносов. Вторичный тип тамбовской фольклорной традиции формировался в результате стихийного отбора и кодификации единиц регионального варианта языка русской культуры.
Центрами фольклорной коммуникации в 17 в. являлись города-крепости, возведённые на Белгородской засечной черте. В 18 в. бесспорным социальным лидером стало крестьянство, творчество которого составило основание региональной фольклорной традиции. Особенности социального состава населения, историко-культурные и природные условия определили своеобразие корпуса тамбовских фольклорных текстов, отличных от воронежско-белгородских, рязанско-владимирских, курских образцов фольклора. Устный тамбовский фольклор существует в диалектной форме, соответствующей восточно-рязанской группе южнорусского наречия. Фольклорные тексты являются способом сохранения аутентичного варианта национального языка. Жанровая структура локальной устной традиции включает обряды, эпические и исторические песни, песенную лирику, паремии (пословицы, поговорки и пр.), драматические действа. Наиболее архаичные элементы языка хранит обрядовый фольклор, а также традиции уличных «курагодных» гуляний.
Обрядовый фольклор
Представлен календарным и семейным циклами. Наибольшей сохранностью отличается святочная календарная традиция: колядки, авсени, христославы, припевки на «посевание», посиделочные песни, игры, танцы. Совершенно стёрлась группа масленичных песен, исполнявшихся женщинами во время недельного празднования Масленицы. Из всего масленичного фольклорного цикла сохранилась и относительно широко распространена песня «Ушли, ушли блины», приуроченность к масленице имеют также песни: «Уж ты зимушка-зима», «Что же вы, молодцы, не женитеся».
Повсеместно весенние заклички исполнялись на «Сороки», в общерусской традиции более известные как «Жаворонки». Пение духовных стихов сопровождало «поминащие дни» на Красную Горку, Радуницу (Фомина неделя). В целом жанр духовных стихов переживает второе рождение. Весенний цикл включает празднование Вербного воскресения и заканчивается троицкими гуляниями. В северных, наиболее облесённых, местах области ещё практикуется особое празднование «Егория вешнего» (6 мая). Помимо выгона скота в этот день принято «задабривать волков», т.е. читать заговор и носить краюшку хлеба в лес, чтобы волки не резали скотину. На северо-востоке области (Гавриловский, Инжавинский, Кирсановский, Умётский р-ны) ещё в середине 20 в. широко был распространён обычай «провожать русалок». Летний календарный цикл заканчивают обряды «Успеньева дня», сохранившиеся в сёлах Троицкая Вихляйка и Атманов Угол Сосновского р-на. В цикле семейной обрядовой поэзии наибольшей сохранностью отличается свадебный фольклор, который включает приговоры свах, дружек, подружек, пословицы, поговорки, загадки, плачи, песни, частушки, хореографические традиции. Свадебный, а также родильно-крестильный, погребально-поминальный, рекрутский обряды Тамбовской области свидетельствуют о принадлежности к южнорусской этнографической, диалектной и фольклорной традиции.
К области средств народной педагогики можно отнести детский фольклор, включающий колыбельные, пестушки, потешки, небывальщины, скороговорки, считалки и др. Центром этой фольклорной группы является игра: музыкально-хореографическая («Заюшка», «Ходит паренёк молоденький» и пр.), подвижная («Лапта», «Кулючки», «Казаки-разбойники», «Горелки», «Казанки», «Сигучки» и пр.), интеллектуальная игра-театрализация («Барыня-мадам», «Карчма», «Дочки-матери» и др.).
Песни
Эпические, исторические песни Тамбовщины ныне являются достоянием архивных собраний и в живом бытовании не отмечаются. Некогда богатый пласт песенной лирики Тамбовского края ныне истощён, что позволяет увидеть сравнение экспедиционного материала 2-й половины 20 – начала 21 в. с собраниями тамбовских песен В. М. Орлова, Н. М. Лопатина, В. П. Прокунина, П. И. Якушкина. Самым живым, актуальным и развивающимся жанром тамбовского фольклора является частушка, существующая в богатстве форм и вариантов и характеризующая социум в его исторической актуальности, как, например, это показывают рекрутские частушечные спевы. Тамбовская частушка способна вырастать до явления подлинного народного театра, включая распределение ролей, драматургию импровизационно развивающегося действия. Тамбовская частушка – жанр подлинно синкретичный, существующий как сложный вид народного творчества, включающего устный, музыкальный, танцевальный фольклор.
Танцы
Аутентичная тамбовская танцевальная традиция включает характерные особенности лексики, рисунка и композиции народного танца. Центром региональной танцевальной традиции является мужская сольная пляска и мужской перепляс под «Барыню» («Русского», «Рассыпуха», «Дробунок»). Лексика пляски наполняется присядками, выбросами ног, ударами о колени, ступни, пол, кувырками и пр. Женская «Барыня» нередко сопровождается движениями с шалью, платочком или двумя платочками в руке. Женщины используют проходки, дробушки, повороты корпусом и пр. Вариантом «Барыни» является «Топотуха-говоруха».
Современность
Являясь неотъемлемой традиционной формой национальной и этнической самоидентификации, система фольклора входит в конфликт с мощными процессами модернизации, глобализации, стандартизации и пр., почему и нуждается в защите.
Народ населяющий регион | Процент от общего количества |
Русские | 94,97 % |
Украинцы | 0,67 % |
Армяне | 0,42 % |
Цыгане | 0,38 % |
Татары | 0,21 % |
Азербайджанцы | 0,17 % |
Езиды | 0,17 % |
Белорусы | 0,13 % |
Узбеки | 0,07 % |
Курды | 0,07 % |
Молдаване | 0,06 % |
Немцы | 0,06 % |
Грузины | 0,06 % |
Таджики | 0,05 % |
Чеченцы | 0,05 % |
Мордва | 0,03 % |
Чуваши | 0,03 % |
Лезгины | 0,03 % |
Евреи | 0,03 % |
Аварцы | 0,02 % |
Казахи | 0,02 % |
Осетины | 0,02 % |
Киргизы | 0,02 % |
Даргинцы | 0,01 % |
Табасараны | 0,01 % |
другие | 0,21 % |