


Липецк был основан Петром I, в месте, где была обнаружена железная руда. Где-то к началу XVIII века Липецк становится известным курортом минеральных вод, куда собирался не только цвет Москвы и Петербурга, но и других городов России. Этот период впоследствии имел особое влияние на развитие и становление культуры вообще и танцев, в частности. Музыкальный фольклор Липецкой области представляет собой яркое, самобытное явление в народном музыкальном творчестве Центрального Черноземья. «Особенности заселения края обусловили характерный сплав народной культуры: с одной стороны, породили единую региональную традицию верхнего Подонья, а с другой – известную пестроту и многообразие местных песенных систем»
Песни
Липецкая область (Верхний Дон) входит в южнорусскую песенную традицию, для которой характерна поздняя (вторичная) история заселения (XVI-XVIIвв.), южнорусский акающий говор, музыкально-стилевые свойства народных песен, описанные в известной книге В.М. Щурова "Южнорусская песенная традиция".
Песенная традиция с. Волчье Добровского района является в настоящее время самобытной, наиболее устойчивой и одной из сохранившихся в фольклорном пространстве Липецкой области. Центральное место жанровой системе в репертуаре ансамбля занимают самые разнообразные в музыкальном плане частушечные формы, страдания, а так же свадебные песни. Местная вокально-инструментальная традиция отличается самобытностью и особым колоритом исполнительского стиля. Основу репертуара составляют как общерусские наигрыши, так и локальные, принадлежащие местной традиции разновидности частушечных форм.
В системе жанров Верхнего Подонья в настоящее время лидирующее положение занимают разнообразные частушечно-инструментальные формы. Связанно это, на наш взгляд, с процессами усилившегося влияния городской культуры на сельскую среду и с постепенным вытеснением обрядовой музыки распространением местных разновидностей гармоник со второй половины ХIХ века. Наибольшей популярностью пользуется частушечно-инструментальная форма "Матаня". Лексической идентичностью хореографических форм "Матани" выделяется северо-восточная часть Липецкой области.
Любимым жанром фольклора на территории Липецкой области являются разные формы частушек и «страданий», исполняемые в сопровождении музыкального инструмента или «под язык». «Страдания» исполняются в более медленном темпе.
«Страдания» с продолжением – разновидность частушек, исполняющаяся в умеренно быстром темпе с сольным запевом без хорового подхвата, бытующая в настоящее время в селе Золотуха Лев-Толстовского района Липецкой области.
Танцы, пляски, хороводы
Среди хороводов, бытующих в Липецкой области и как и во многих областях России отличающихся или композиционным построением, или манерой и характером исполнения, или танцевальной лексикой, можно назвать:
«Просо» - Это игровой хоровод, связанный как с аграрным циклом, так и со сватовством. Композиционная структура: две шеренги, расположенные друг против друга, - представлена диалогом двух спорящих сторон.
«Лён» - Это игровой хоровод.
«Красны сновать» - Это хороводная пляска, которая исполняется во время рубки капусты, прополки льна, удобрения полей.
«Долина-долинушка» - Свадебный игровой хоровод.
«Воробушек»- Игровой хоровод, в котором участники, взявшись за руки, ходят по кругу, поют и приплясывают.
«Русая коса»- Это один из вариантов старинного свадебного обряда «Расплетение косы», но с некоторыми изменениями.
Кроме хороводов в Липецкой области большой популярностью пользуются пляски. Самой распространенной является «Матаня», которую можно встретить во многих областях России, но везде она имеет свое так называемое «лицо». Если говорить о «Матани» липецкой в общих чертах, то здесь характерным является следующее. На лугу десятки парней и девушек образуют круг. Начинает играть гармонь, под которую лихо выскакивает в центр круга одна из самых смелых девушек и поёт частушку. Весь круг притопывает, приплясывает в характере той музыки, которую задал гармонист. На частушку первой более бойким голосом отвечает другая, выходя в центр к первой. Все участники снова приплясывают, двигаясь по кругу. Продолжается это соревнование двух девушек до тех пор. Пока они сами не решат, что пора заканчивать. Потом может заказать «Матаню» новая пара – юноша и девушка или вновь две девушки. Она имеет характерные особенности в построении рисунка, манере исполнения, в характере движений рук. Эти отличия более ярко выражаются, когда её танцуют в разных районах, деревнях и сёлах.
Выйти на «Матаню» стало означать выход на «пятачок», то есть поплясать, потолочься на месте. Особенность липецкой «Матани» такова, что она может включать в себя ту же «Барыню» или «Рассыпуху» . Это зависит от желания гармониста.
«Барыня» - Ещё одной любимой пляской липчане называют «Барыню». «Барыня» так же, как и «Матаня», имеет несколько вариантов.
Первый вариант – «Барыня бешеная» - плясалась толпой по кругу, где каждый сам по себе.
Второй вариант – «Барыня под драку» - исполнялось подгулявшей ребятнёй.
Третий вариант – «Барыня с выходом» - более степенная. Её плясали парами друг перед другом.
«Трепак» - Плясавший вставал прямо и, лихо подбоченясь, выдавал частушку: «Вышла баба за ворота, заплясала «Трепака».
Характерной особенностью данной пляски в Липецкой области является то, что в ней участвуют и мужчины, и женщины. Это весёлый танец с частушками и гармошкой. Основные движения – «дробный» топот, лёгкие переборы.
«Шестёрка» - Исполняется под наигрыш «Сербиянки» и имеет второе название «Шахтерка», возникла на основе «Матани».
«Подковырка»- Это парная пляска, которую исполняли мужчина и женщина. Ведущую роль в ней выполняет мужчина. Женщина и мужчина то сближаются, то отдаляются друг от друга, не соблюдая ни общих линий, ни порядка, ни направления. Руки партнёра находятся в беспрерывном движении. Ступни ног касались пола и носками, и каблуками. Бывало даже, что мужчина встает на носки обеих ног, при сильно согнутых коленях (более легко можно сделать в лаптях). Отсюда и пляска получила своё название. Приседания чередовались с быстрыми переходами и поворотами. Женщина всё время ходит вокруг мужчины, наклоняя и поднимая корпус: когда корпус наклоняется вправо, то поднимается левая рука, и наоборот.
«Круговая»(вариант 1)- Это простой вариант, где участники становились в круг или шли по кругу шаркающим шагом, сменяя его различными дробушками. Характерная особенность данной пляски – чёткое чередование (на одну фразу 4, 8 тактов) одного и того же движения с различными другими. В данном варианте шаркающий шаг с различными дробями.
«Круговая»(вариант 2)- Исполнители становятся в круг. Ведущая движется внутри круга, выбирая себе пару. Тот, кому повезло, с удовольствием пускается в пляс, демонстрируя свои танцевальные навыки и молодецкую удаль.
Игры в сочетании с хороводами получили своё наибольшее распространение среди молодёжи и были ими любимы, а нам полезны с точки зрения более глубокого познания народной культуры Липецкой области или создания сценического хореографического произведения. Среди таких игр можно назвать:
«Яша» - Этой игре присуща специфически грубоватая сатира.
«Луг-лужочек» - В этой игре особенно ярко выражены сценические игровые приёмы.
«Окол Дона, окол Дона» - «Кольцо» - В танцевальном фольклоре Липецкой области прослеживаются также черты казацкой пляски. И хотя по сравнению с крепкими традициями Кубани или Дона в селах Липецкой области практически ничего не сохранилось, говорить о влиянии казачества и давнем их присутствии на Липецкой земле можно хотя бы по названиям деревень Казаки, Нижье Казачье, Верхнее Казачье, село Казачье. Элементами казачьего танца, встречающимися в Липецкой области являются: свист, подголоски, сжатые в кулак кисти рук, во время танца проделываются всевозможные виртуозные повороты.
Особое внимание следует обратить на городской танцевальный фольклор, который зарождался под воздействием различных обстоятельств. К концу XVIII века в Липецке началось строительство курортного зала и водолечебницы минеральных вод. Стали возводиться каменные особняки и гостиницы, куда приезжали полечиться, поразвлечься аристократы Москвы, Санкт-Петербурга. В курортном зале устраивались спектакли, концерты, давались балы, где светская публика на европейский манер танцевала полонез, краковяк, мазурку, вальсы.
Примерно в то же время открывают гимназии: мужские и женские, и светские танцы там вводят как обязательный предмет. В дальнейшем это не могло не отразиться в фольклоре. В гимназии учились дети богатых родителей. Возвратившись домой, они вносили свою лепту в бытующий фольклор, видоизменяли его. Некоторые становились учителями в сельских школах и передавали культуру, в том числе и танцевальную, крестьянским детям. Одним словом, к первой половине XX века в деревнях и сёлах Липецкой области вполне конкретно обозначились элементы светских танцев, взятых из краковяка, вальса.
Как в «Матани», в одну из фигур стал включаться вальсовый поворот. Среди танцев, бытовавших в Липецкой области и появившихся на основе так называемого фольклора, можно выделить такие, как:
«Краковяк»- «Полька-бабочка» - «Полька с каблучка» - Кроме этих танцев, в Липецкой области встречаются танцы и других областей, прилегающих к ней.
Среди особенностей танцевальной культуры Липецкой области можно выделить: использование свиста, подголосков, хлопков в ладоши с резким раскрыванием рук в стороны, прищёлкивание пальцами и хлопушки у женщин, появившиеся скорее всего в середине XX века. Это, очевидно, связано с тем, что женщины хотели показать, что и они могут делать хлопушки. Есть и другая версия. Все мужчины во время войны уходили на фронт, женщины оставались одни и за мужчин исполняли их партии. В любом случае, хлопушки в женском танце имели место, но это всё-таки больше характерно для мужского, а не для женского танца.
Исполняются все пляски под частушки или с частушками, которые являются, как правило, ведущим жанром в народной культуре Липецкой области.
Географическое положение и соседство со многими областями, из которых сложилась Липецкая область, наложило отпечаток не только на обычаи, обряды, игры, песенно-танцевальный, музыкальный материал, но и на костюм, который всегда являлся составной частью любого торжества и праздника.
Народ населяющий регион | Процент от общего количества |
Русские | 92,55 % |
Украинцы | 0,84 % |
Армяне | 0,61 % |
Азербайджанцы | 0,33 % |
Цыгане | 0,28 % |
Татары | 0,17 % |
Белорусы | 0,16 % |
Узбеки | 0,14 % |
Таджики | 0,11 % |
Молдаване | 0,11 % |
Езиды | 0,10 % |
Немцы | 0,08 % |
Грузины | 0,07 % |
Лезгины | 0,04 % |
Чеченцы | 0,04 % |
Аварцы | 0,03 % |
Чуваши | 0,03 % |
Корейцы | 0,03 % |
Осетины | 0,03 % |
Евреи | 0,03 % |
Турки | 0,02 % |
Табасараны | 0,02 % |
Мордва | 0,02 % |
другие | 0,32 % |