Курская область
Image
Image
Image
    Курская область располагает обширными ресурсами для развития сферы туризма, включая природные, исторические и культурные достопримечательности. На территории региона выделены рекреационные районы, каждый из которых обладает специфическим природным, экологическим и социальным значением. Общий туристский бренд области – «Курская область – 1000 лет русской истории и культуры», что дословно отражает историко-культурное достояние региона.

    Большая часть территории Курской области до конца XVI в. оседлого населения не имела и принадлежала степнякам, но северяне стали тем населением, которое определяло течение местной жизни, её хозяйственный уклад и культурные традиции. Судя по летописным сведениям у северян сложилась система праздников и обрядов, сопровождаемых пением и хореографическими движениями. Прочная связь песенного творчества северян с различными сторонами их жизни, способствовала формированию  ряда песенных жанров, различных по поэтическим и музыкальным образам: величальные, трудовые, обрядовые, заклички стихийных сил и явлений природы, хороводные, игровые, а позднее и лирические. Календарно-земледельческие и семейно-бытовые обряды способствовали объединению и организации жизни северян

В крае встретились несколько культурных потоков: многослойная народная культура (славян-северян, малороссов, в том числе казаков, белорусов, литовцев), светская культура (культура высшего служивого сословия), христианская культура и городская ремесленная культура, результатом этих сложнейших процессов стало появление различных локальных традиций в музыкальной культуре

Песни

     Характерной особенностью песенного фольклора Белгородско-Курского региона является почти полное отсутствие в нём традиционной протяжной лирической песни. «Местная лирика представлена либо поздней городской песней, либо лирическими песнями украинского происхождения». Наиболее архаичные народные песни отличаются глубиной формы и полнотой поэтического содержания, выдержанностью фольклорного стиля, характерными диалектными особенностями. Областная певческая традиция представлена огромным жанровым разнообразием: эпические песни и баллады, исторические, протяжные лирические, карагодные, игровые,величальные, обрядовые, хороводные, вечёрошные, шуточные, плясовые, гостевые, частушки, детский музыкальный фольклор, городские и современные народные песни. Особенно широко представлены в крае песни, связанные со старинными обрядами и праздниками календарно-земледельческого круга и семейно-бытовыми. Наиболее общие и характерные  черты и свойства песенной традиции края ― бытование сезонных хороводных («карагодных») песен, их приуроченность к определённому времени года, повсеместное распространение «алилёшных» песен, то есть песен с наличием характерного припева «лёли, лёли», «ляли, ляли», «алилей лёли, лёли».

Танцы

    В Курской бласти в целом в основе русского национального танцевального искусства лежат народные игры, старинные обряды, песни  и хороводы. Сведения о русских народных плясках сохранились в летописях и древнейших литературных памятниках, датированных XI в. Развитие русского танца шло по трём основным  линиям:  хороводы, пляски импровизационного характера и танцы, имеющие определённую, точно установленную последовательность фигур.

Хороводы в русском народном быту весьма многообразны. Их характерным признаком является сочетание движения большой массы участников с песней, а зачастую и с разыгрыванием в лицах содержания песни. Чаще всего хоровод строится по кругу, в котором участники держатся за руки или за концы платков; иногда руки их свободно опущены. «Тимоня» ― массовая пляска по кругу с пением припевок в сопровождении инструментального наигрыша, распространенная в южных районах Курской области

Тимоня 1987

    Тимоня  ― народный танец, широко распространённый в Суджанском и Беловском районах Курской области ― представляет собой хоровод из ряда движущихся по кругу танцевальных групп, каждая из которых состоит из двух или трёх женщин (курочек) и одного мужчины (петуха Тимони). Тимоня исполняет перед женщинами импровизированные танцевальные па, имитирующие движения хорохорящегося петуха; при этом музыканты-аккомпаниаторы, в число которых входят исполнители на гармонике, балалайке и кугиклах, а также на шумовых инструментах, располагаются в центре хоровода. В Тимоне скупая исполнительская манера женщин, основанная на регулярном повторе одних и тех же па, резко контрастирует с индивидуальными импровизациями мужчин и заканчивается вовлечением в танец даже музыкантов-аккомпаниаторов.

В основе «Тимони» лежит типичный для народных плясок южных областей России, особенно Курской области, шаг тройного ритма, один из видов русской «дроби». Его ритмический рисунок – тройное деление 2/4 такта, а разновидности этого рисунка бесконечны в своих вариантах. Такое многообразие создает типичную для этих областей России ритмопластическую полифонию, что в сочетании с гаммой цветовой, рождаемой локальными цветами женских костюмов (зелёным, жёлтым, красным, синим, белым), создаёт образ праздничного, звонкого, открытого веселья, солнечного задорного гулянья. Фантазия и импровизационный дар исполнителей между тем основываются на глубоком знании традиции. 

Музыкальные инструменты

     Кроме плясок под собственное пение исполнителей, в селах Белгородско-Курского региона танцевали под аккомпанемент инструментального ансамбля. Его основу составляли духовые инструменты: жалейки, дудки, пыжатки, кугиклы. В последние годы в селах получили распространение баян, гитара, мандолина Жалейка («рожок») состоит из коровьего рога и вставленной в него деревянной трубки с 5–6 пальцевыми отверстиями. В трубку вставлялся пищик («пипка») из дерева, камыша или гусиного пера. Звук рожка сильный, резкий. Инструмент использовался и как сольный, и как ансамблевый

Кугиклы (научное название – «флейта Пана») состоят из трех или пяти закрытых с одной стороны тростниковых дудочек разной длины. На них извлекаются звуки различной высоты. На пяти дудочках играют мелодию, а на трех — синкопированный аккомпанемент (одна «играет», а две «придувают»). Женщина, исполняющая мелодию, делает голосовые выкрики – «фифкает». Обычно ансамбль состоит из 3–4 инструментов, на которых играли только женщины. Наиболее распространенные наигрыши на кугихлах – «Тимоня», «Батюшка», «Под мельничкой». Инструмент и ныне бытует в селах Белгородской и Курской областей.

Дудка – разновидность одноствольной флейты без пыжа, роль которого выполнял язык. Инструмент имея обычно 3–5 пальцевых отверстий. Дудки изготавливались из клена, черемухи, позже появились металлическиею На дудке исполнялись плясовые, достаточно сложные наигрыши. В ансамбле для исполнения второго голоса использовалась большая по размерам и более низкая по строю дудка – «двухголоска»

Пыжатка – духовой инструмент (разновидность одноствольной флейты), внешне похожий на дудку. В верхний конец ее вставлялся деревянный пыж. Пыжатха имела определенное количество пальцевых отверстий (6), которое у всех инструментов было неизменным. Длина пыжатки была около 40 см. Звук ее чистый, звонкий. Пыжатки обладали большими возможностями, на них можно было исполнять партии дудки, рожка, жнейки

Скрипка – струнный смычковый музыкальный инструмент, который по предположению исследователей заменил вышедший из употребления древний гудок. По аналогии с гудком, на скрипке использовалось только три струны (без баска). Во время игры скрипач смычком касался одновременно двух струн – на одной исполняя мелодию, а соседнюю используя в качестве бурдона. В народной манере скрипку держали, упирая ее в плечо

Балалайка – старинный струнный щипковый инструмент. В XVI–XVIIв в искусством игры на ней владели профессиональные музыканты — скоморохи. Широкое распространение в народе балалайка получила в конце XIX ― начало XX вв. Исполнители настраивали балалайку в соответствии со своим вкусом и потребностями. Часто встречается «гитарный строй» (по звукам мажорного трезвучия), который открывает большие возможности для аккомпанемента и для сольной игры

Танок ― древний южно-русский и украинский народный массовый обрядовый танец, с песней и элементами игры. Иногда считают особым видом хоровода. Основной областью распространения танков являются центральные и южные районы Курской области, северо-восток Белгородской области (бассейн реки Псёл). Понятие «водить танки» соответствует общерусскому понятию «водить хороводы». Знаток южнорусской фольклорной традиции Анна Васильевна Руднева писала: «Танки ― это хороводы преимущественно плясового характера с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур. Но есть танки с элементами сценического действия ― игрового начала. Особенности танка: танки сопровождались пением самих участников, без музыкального сопровождения (карагоды, обычно, исполнялись под аккомпанемент местных музыкантов); в отличие от карагодов, движения часто линейные («улицами»), друг напротив друга.

Современная музыкальная культура

    Современная музыкальная культура Курской области сохраняет традиционную основу ― песенный и инструментальный фольклор южнорусской традиции. Ведущие фольклорные коллективы Курской области: «Тимоня» (село Плёхово Суджансокго района), Бкегитчевский народный хор (село Бегичево Обоянского района), ансамбли Беличанского (село Белица) и Ильковского (село Илек) домов культуры (Беловский район) и другие.

Народ населяющий регион Процент от общего количества
Русские 91,97 %
Украинцы 1,21 %
Армяне 0,51 %
Цыгане 0,19 %
Белорусы 0,16 %
Азербайджанцы 0,15 %
Татары 0,11 %
Турки 0,11 %
Молдаване 0,10 %
Езиды 0,08 %
Грузины 0,07 %
Узбеки 0,06 %
Немцы 0,05 %
Евреи 0,04 %
Осетины 0,03 %
Лезгины 0,03 %
Таджики 0,03 %
Ингуши 0,03 %
Чуваши 0,02 %
Болгары 0,02 %
Киргизы 0,02 %
другие 0,33 %