Яку́ты (самоназвание — якут. саха, мн. ч. сахалар) — тюркский народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 478,1 тысячи якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тысячи), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются преобладающим (49,9 % населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ.
В традиционном хозяйстве и материальной культуре якутов много черт, сходных с культурой скотоводов Центральной Азии. На Средней Лене сложилась модель хозяйства якутов, сочетающая скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота) и их материальная культура, адаптированная к климату Восточной Сибири. В частности можно отметить уникальные породы якутских коров и якутских лошадей отлично приспособленных к жизни в суровых климатических условиях. На севере Якутии также распространён самобытный тип упряжного оленеводства.
Жилищем являлся бревенчатый балаган (якут. балаҕан; якутская юрта) и ураса (якут. ураhа), покрытая берестой. С XX в. якуты стали строить избы.
В древности коренные народы севера Якутии (в том числе и якуты) вывели породу собак, которая получила название «Якутская лайка». Также распространена придворовая порода крупных якутских собак, отличающихся своей неприхотливостью.
Передаваемый из поколение в поколение сказителями древний эпос Олонхо (якут. Олоҥхо) включён в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.
Народные певцы якутов использовали горловое пение.
Из музыкальных инструментов наиболее известен хомус — якутский вариант варгана и струнно-смычковый инструмент кылыһах (кырыымпа). Помимо этого, у якутов бытовал и ряд других, ныне забытых струнных инструментов. Самобытным культурным феноменом является т. н. якутский нож.


Обряды
Обрядовая сфера якутов многообразна. До недавнего времени ее важную часть составляли шаманские песнопения. Они интонировались в стиле кутуруу и сопровождались звучанием бубна дюнгюр. Возможно, с шаманской традицией связаны также песни кликуш мэнэрик ырыата, ночные песни туул ырыата, песни-стоны энэлгэн ырыата, предсмертные. песни-стенания суланыы ырыата, обезболивающие песни когутуу ырыата.
Важную роль в семейных, скотоводческих, промысловых и др. обрядах играют алгыс - благопожелания и заклинания, исполняющиеся в стилях дьиэрэтии ырыа, а также, возможно, кутуруу.
С календар. циклом связаны круговые коллект. песни-танцы оhуохай, исполняющиеся во время летнего «кумысного» праздника Ыhыах. Оhуохай состоит из 3 разделов. Вступительный является приглашением к танцу и поется запевалой, как правило, в стиле дьиэрэтии. 2-й и 3-й разделы, соотв. танцу шагом и танцу прыжками, интонируются в стиле дэгэрэн. Они имеют 1-строчную респонсорную форму: каждую строку, спетую солистом, повторяют с высотными и метроритмич. изменениями все участники хоровода.
В послед. время в якут. муз. фольклоре выявлено неск. локальных традиций: центральная (приленская), вилюйская, олёкминская и северная. Каждая из них, при сохранении общих закономерностей, обладает своей спецификой, к-рая в наст. время активно изучается.
Шаманское камлание - стилевое направление традиционной песенности народа саха связано с обрядовым музыкально-поэтическим жанром фольклора, к которым относятся напевы шаманских камланий. Можно констатировать факт исчезновения бытования данного ритуала у якутов.
Шаманское камлание имеет веками закрепленную структуру, которая у различных этносов совпадает. Шаман перед камланием начинает курить, потом искусственно икать. Кутуруксут, помощник шамана, помогает ему облачиться в шаманский костюм. Через какое-то время раздается громкий зевок шамана, после чего следует игра на бубне с самоуглубленным пением. Затем начинается пляска с пением в полный голос в сопровождении бубна, которая, достигая апогея, прерывается. Затем все повторяется несколько раз. Шаман во время камлания сидит и встает только во время пляски. После камлания шаман какое-то время отдыхает. В это время кутуруксут показывает присутствующим камень, появившийся в бубне. Камень считается хорошим знаком, а если камень во время камлания не появился, то значит - жди беды. После камлания шаман приступает к гаданию, предсказывая будущее всем желающим.
Якутские поющиеся сказки
Якутские сказки с поющимися вставками демонстрируют оригинальные формы музыкального развития, передавая устойчивость традиции и индивидуальное мастерство сказителя. Наиболее известны поющиеся сказки «Хонолджуя и Ымалджия», «Чучуйдан», «Лягушка-главарь», «Энкэбил и Сэккэрэ», «Старуха Таал-таал». Стилевая и жанровая «многомерность» сказок проявляется как в различных вариантах, так и внутри одного текста, когда одна и та же сказка исполняется разными стилями пения при повторении. Стиль также может меняться в процессе пения. Такого рода стилевую «модуляцию» в Якутии именуют лабангха ырыата. Якутские сказки подразделяются на поющиеся практически от начала до конца, с небольшим прозаическим вступлением, в котором кратко пересказано основное содержание, и на сказки, в которых песни органично включены в сюжет повествования.
Устное традиционное творчество
Эпическую жанровую сферу представляют героический эпос Олонхо и сказки Остуоруйа. С ней же связаны и песенно-поэтической импровизации тойук. Героические сказания олонхо - масштабные произведения, содержащие от 6 до 30 тыс. и более поэтических. строк и исполняющиеся сказителями-олонхосутами в течение нескоольких вечеров. По структуре представляют собой чередование декламации и развернутых песенных эпизодов, занимающих около половины объема сказания и передающих прямую речь героев. В стиле дьиэрэтии поют богатыри Средних и Верхних миров, в стиле дэгэрэн - другие персонажи Сред. мира (мальчик-слуга, старуха-скотница, конь богатыря, стерх и т. д.), в стиле кутуруу - богатыри Нижнего мира. О характере пения последних высказывалась, однако, и др. точка зрения. По мнению Г.Г. Алексеевой, они поют в особом стиле «пение наизнанку», пародирующем пение чужаков - в частности тунгусов.
В остуоруйа речевое интонирование чередуется с мононапевными песенными эпизодами, исполняющимися в стиле дэгэрэн. Известны отдельные образцы сказок, поющиеся почти целиком.
Масштабное героическое сказание - олонхо является высокопоэтичным образцом устного традиционного фольклора якутов, содержащим все богатство словесного и музыкального творчества якутов. Якутские олонхо отличались исключительной масштабностью, и сказители-олонхосуты сказывали их в течение скольких долгих зимних вечеров. В олонхо песни занимали большую часть повествования, и в нем представлены все стили и жанры традиционной песенности народа саха. Популярность в Якутии олонхо сохранилась до настоящих дней. Исполнитель якутского эпоса - олонхосут непременно должен обладать удивительной памятью, чтобы запомнить масштабные сказания. Он – поэт, мастерски владеющий всем богатством высокой словесности, прекрасный актер, минимальными актерскими средствами буквально завораживающий публику, и великолепный певец, владеющий всеми стилями и жанрами якутского песенного творчества.
Пение
Древние в своей основе якутские народные песни характеризуются разнообразием стилей и жанров. Им свойственна нетемперированность, они однотипны в плане монодийной природы. Мелодика якутских напевов основана на «раскрывающемся ладе» (термин Г.А.Григоряна), в котором напев в процессе пения высотно может трансформироваться. Вербальная и музыкальная составляющие якутских песен основаны на импровизационном развитии. Стили якутских песен — это дьиэрэтии ырыа (протяжное пение), дэгэрэн ырыа (размеренное пение), кутуруу ырыа (шаманское пение), лабангха ырыата (поющиеся сказки). Дэгэрэн ырыа отличает хореическая метрика и более широкий объем мелодии. В песнях этого стиля наблюдаются зачатки мажоро-минорных ладовых образований. Стилем дьиэрэтии ырыа поются тойуки, алгысы, песни олонхо (эпоса якутов), в дэгэрэн ырыа поются бытовые песни, осуохай, песни олонхо. Кутуруу ырыата сопровождает шаманские камлания. К этому стилю относятся различные необрядовые песенные жанры: мэнэрик ырыата (песни менериков), туул ырыата (песни во сне) и др
Для якутских традиционных песен характерно также разнообразие региональных стилистик исполнения. Каждый регион поет свои только им присущие напевы. Для пения северных якутов свойственна близость к напевам эвенов и эвенков. Генезис якутских напевов центральных регионов имеет аналогии с напевами алтайцев, особенно это относится к кылысаху. В якутском осуохае тоже существуют различные региональные традиции исполнения. Так, в олекминском осуохае осмысленный текст заменяет набор внесмысловых слов. У северных якутов припевные слова-возгласы хороводных песен имеют иные, чем у жителей центральных улусов, названия: «у оленекских — хэрийэ, суурай, сандыр; у анабарских — хэйро, суурай, сиэйра; у хатангских -хэрийэ; хиэрра; хэйро» .
Известные музыкальные деятели
- Все́волод Семёнович Яку́т (настоящая фамилия — Абрамо́вич; 1912—1991) — советский, российский актёр театра и кино, режиссёр эстрады, педагог. Народный артист СССР (1980). Лауреат Сталинской премии второй степени
Всеволод Семенович Абрамович (это настоящая фамилия артиста!) родился в феврале 1912 года в поселке Бодайбо (Иркутская область). Однако, сценический псевдоним «Якут» взял, когда был зачислен в труппу театральной студии имени Луначарского, потому, что именно в Якутском городском театре в 1926-1927 годах он начал свою творческую деятельность. - Христофор Трофимович Максимов (8 апреля 1917, Сулгаччы, Амгинский улус, Якутская область, Российская империя — 23 марта 1980) — якутский советский актёр, певец и композитор. Заслуженный артист Якутской АССР (1958). Народный артист Якутской АССР (1962).
Литература
- https://my.mail.ru/community/tyurkskijmuzyki/00067A219D81A71E.html - Якутская традиционная музыка: прошлое и настоящее
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Якут,_Всеволод_Семёнович
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Максимов,_Христофор_Трофимович
- http://bsk.nios.ru/enciklodediya/yakutskaya-muzykalnaya-kultura - ЯКУТСКАЯ