Водь

Водь (самоназвание ва́ддялайзыд (водск. vaďďalaizõd), вадьякководь, редк. вожане) — малочисленный, исчезающий финно-угорский народ в России, коренное население Ленинградской области. Относится к списку коренных малочисленных народов России.

По одной из версий, предками води были переселившиеся к востоку от Невы северные эстонцы, ставшие новым народом. Длительное время считалось, что предки води мигрировали на современную территорию её расселения из Эстонии лишь в конце I тысячелетия нашей эры. В настоящее время некоторые учёные (О. И. Конькова) предполагают, что предки води расселились на территории своего исторического проживания уже в I—IV веках н.э.; именно этим временем датируются наиболее ранние из обнаруженных археологами водских погребений, найденные неподалёку от деревень Валговицы и Великино. Основу хозяйства води составляло земледелие, животноводство и рыболовство. Основной центр расселения водского этноса приходился на междуречье Нарвы и Луги (Ямбургский уезд).

Народ Водь
Временно отсутствует
Народ Водь - самые белокурые люди планеты родом из России
Временно отсутствует

 

Факты

Численность в РФ - 64 человека.

Основной регион - Ленинградская область

Родной язык - водский

Истоки - древнейшее население края

Традиции

Современные этнографы описывают и другие удивительные обычаи води. Например, известно, что в Средние века представители этого народа практиковали брак, который сегодня мы бы назвали гражданским. То есть, молодые люди могли какое-то время пожить вместе и разойтись, так и не вступив в официальные брачные отношения. Парень с девушкой даже венчались по собственному хотению. Их родители могли узнать о предстоящей свадьбе только в день бракосочетания.

Но чаще брачный обряд занимал несколько дней. Сватом выступал ближайший родственник жениха, который от его лица дарил невесте серьги, пояс и два рубля, тестю – платок, теще – головной убор пожилой женщины, а гостям – табак. Вечером молодые по отдельности устраивали «девичник» и «мальчишник».

На следующий день просватанные ходили в гости. Сначала жених наведывался в дом невесты, где её родственницы в это время под дружный плач обрезали девушке волосы. После этого волосы невесты либо сжигали, либо дарили жениху. Он обязан был похоронить их вместе с женой, если та умрет раньше него.

Затем невеста с родственниками отправлялась в гости к родителям жениха, подавала им воду для омовения рук и угощала их пивом. Выпив до дна, те должны были бросить в кружку деньги.

За свадебный ужин сажали всех, кроме виновников торжества. Они должны были ужинать после ухода гостей в особой комнате.

Ночевали молодые в нетопленной бане.

На следующее утро жена отправлялась к ручью, которым пользовалась семья мужа, и трижды набирала ведро. А её новая родня должна была трижды это ведро опрокинуть. Последний обряд дожил до XX века, но претерпел некоторые изменения. Теперь жених и невеста били ногой по двум ведрам. Кто первый опрокинул, тот и главный в семье.

Хоронили вожан в курганах, обкладывая камнями и придавливая самым большим из них. Усопшего одевали в праздничные одежды и погребали с погнутыми серпами и мечами. Перед захоронением покойника клали на стог сена, который потом сжигали. Пепел от этого стога оставляли в кургане.

Хоронить усопших вожане старались в день их смерти.

Танцы

Их танцы под бубен и варган принадлежат к самой архаичной хореографической культуре, связаны с бытовым укладом народа, верой в богов и идолов, а также с мистическими представлениями (движениями звезд, Солнца, Луны), с изобразительно-подражательной темой животных, птиц, зверей (оленя, журавля, утки, гагары, совы, лося, лисы, зайца, медведя и т. д.). Танцы подразделяются на «обрядовые» (танцы в обряде), которые имеют ярко выраженный сюжет и менее подвержены импровизации, и игровые импровизированные танцы-пантомимы, наполненные своеобразной пластикой, подражательным характером, т. е. инсценировкой: «Охота за белкой», «Охота на лису», «Охота на медведя». Традиционные танцы народов Севера, как правило, начинают женщины после очистительного ритуала, связанного с обрядовым действием, «прощание с медведем». Мужчины, занятые игрой, единоборством, бросанием лассо, скачкой с луками, палками, показывают свою силу, выносливость, ловкость и меткость. Праздник медведя всегда заканчивается танцами семи тетеревов – «jatri» (манси), «kuk-kurak» (ханты); семи уток-широконосок – «tox-tox» (манси), «lox-al» (ханты); семи оводов – «palum» (манси), «piram» (ханты) и др. Танец манси имеет общие корни с танцевальной традицией хантов, вместе они тесно взаимодействуют с пластической культурой ненцев и других народов Севера.

Народ водь, Ленинградская область
Временно отсутствует
Свадебный костюм народа Водь
Временно отсутствует

 

Культура

Сказки народа водь – один из главных источников информации об их верованиях и традициях. Хотя по большей части эти сказки имеют архетипические европейские сюжеты, а также похожи на русские или ижорские.

У вожан есть сказки нескольких видов: волшебные, сатирические, анекдотические, авантюрные и про животных.

Помимо сказок фольклористам удалось записать много водских сказаний, которые еще теснее связаны с верованиями их создателей. Это рассказы о «чудесных» местах, о колдунах, к которым шли с болезнями или просьбами найти пропавший скот, о домашних духах.

Особняком стоят предания о водских богатырях. Больше всего их придумали в окрестностях Копорья, где с XIII века стоит каменная крепость.

Музыка

Водские и ижорские песни представляют песенную традицию Западной Ингерманландии. У коренных обитателей Ингерманландии - народности водь -, чей язык наиболее близок эстонскому, со временем сложились самые тесные связи с ижорцами, которые отделились от карелов и в первом тысячелетии нашей эры переселились на земли, соседствующие с заселёнными водью. Оба народа, говорившие на родственных языках, впоследствии сблизившиеся и этнически, пели одинаковые песни, отличавшиеся обычно лишь диалектом. Сейчас трудно установить, кто у кого какую песню позаимствовал, тем более, что многие из них были известны и другим прибалтийско-финским народам - эстонцам. карелам, финнам. Для всех них характерен руническим (аллитерационным) стих и способ исполнения, когда хор повторяет строку запевалы, включаясь в последние слоги строки. Старинная водско-ижорская народная песня - одна из ветвей общей прибалтийско-финской рунической песни. Она как бы служит связующей нитью между карельской эпикой и в основном лирической эстонской рунической песней.

Финские поселенцы привезли в ХVII веке на Ингерманландские земли свои песни и напевы. Про слеживаются и более поздние эстонские влияния. Таким образом в водско-ижорской песенной традиции ощущается сочетание различных влияний. В целом же она представляет весьма богатую и самобытную культуру, которая как равноправная навсегда останется в сокровищнице мировой культуры и после ассимиляции водского и ижорского языка и народа.

Kui Miä Kazvolin Kanainõ
Pääskolintu, päivälintu

Музыкальные инструменты

Kannõl (канныл), kantel’(кантель), kannõla (канныла), kannõlõ (каннылы), kantõlõ (кантылы) – так называли по-водски кантеле – легендарный инструмент финского эпоса Калевала. Для изготовления этого инструмента использовались разные сорта дерева: сосна, ель, берёза и осина. Конструкция инструмента могла быть самой разнообразной: из одного куска дерева с верхней выборкой, из одного куска дерева с нижней выборкой, а также с боковой выборкой. Выборки закрывали тонкими дощечками. Струны с одной стороны крепились к деревянным колкам, с другой – к железной скобе или к прутку, который прибивали к деке или вставляли в деревянные бортики. Старые инструменты имели 5-6 струн, более поздние – 7, 8 и даже 9. Согласно экспедиционной записи Э.Эрница (1981 г., информант К.Ефимов) у водского кантеле был один бас. Струны были покупные или плелись из медной проволоки. Широкий конец инструмента часто заканчивался завитком, в котором было отверстие для шнура. Отверстия в деке, как и другие декоративные элементы, имели разный вид и положение.

Rakkopilli (rakko - пузырь, pilli - дудка) – волынка. Состояла из воздушного резервуара, вдувной и игровой трубок, которые делали из тростника или ивы. Количество игровых отверстий на мелодической трубке точно неизвестно. Согласно некоторым свидетельствам с наружной стороны было четыре отверстия и одно для большого пальца с обратной стороны. По сведениям И.Тынуриста воздушный резервуар делали из свиного пузыря или собачьей шкуры, а басовая (бурдонная) трубка отсутствовала. М.Гютри приводит рисунок волынки с одним бурдоном. Есть сведения, что исполнитель одновременно с игрой на волынке мог использовать наполненный горохом мешок волынки в качестве ударного инструмента. Был даже вариант rakkopilli который использовался только как ударный инструмент - так А.Н.Черная (урожд.Филатова) вспоминает что когда она была ребенком ее отец, Николай Михайлович Филатов, делала трещотку из свиного пузыря (внутрь пузыря насыпался горох а сам пузырь привязывался на палку) и называл ее rakkopilli.

Rookopilli (rooko – тростник, камыш) – шалмей из тростника или камыша с вырезанным на верхнем конце пищиком и несколькими грифными отверстиями.

Pajupilli (paju - ива) – флейта из коры вербы или ивы. Инструмент сезонный, изготовлялся весной в период активного сокодвижения у деревьев, когда кора хорошо отслаивается. Отрезали веточку чуть больше необходимой длины и вынимали сердцевину, поколачивая по веточке, чтобы кора лучше отходила. Из сердцевины вырезали пробку для свистка, вставляли обратно в трубку и вырезали в коре свистковое отверстие. Затем делали 2-3 грифных отверстия. Pajupilli в основном считается детским инструментом.

Kukkupilli, pillikukko, savvipilli (kukkua – куковать, kukko – петух, savi – глина) – детская глиняная окарина в виде птички. В коллекции Водского музея д. Лужицы находилась глиняная свистулька без грифных отверстий.

Pyypilli (pyy – куропатка) – охотничий манок. О его конструкции пока нет точных сведений.

Sarvipilli, sarvi – пастушеский рог, изготавливающийся из полого коровьего рога. Мог иметь несколько грифных отверстий.

Тruba, druba – пастушеская труба. Изготавливается из ствола можжевельника методом продольного раскола. Амбушюрное отверстие вырезанное на узком конце (по словам информантов – размером с советскую 5-10 рублевую монету). Инструмент имел две разновидности: натуральный и с грифными отверстиями, одно из которых делали с тыльной стороны. Иногда к выходному отверстию прикрепляли раструб из коровьего рога «чтобы было больше голоса».

Tolo, dolo, drolli (от водск. tolotta, drolisa – бренчать) – деревянный бубенчик или било. Существовало две его разновидности. Первая представляла собой доску, деревянный или жестяной бубенчик (с языком или без), позднее – фрагмент железного рельса, который вешали на столб или толстый сук дерева. Этот инструмент используемый для сбора жителей деревни. Вторая – небольшой жестяной бубенчик с языком, который подвешивали на шею скотине.

Kolotuška – било, колотушка ночных сторожей. Представляла собой деревянную доску небольшого размера (ок. 15 см.) с ручкой. Звук извлекался с помощью кусочка дерева или деревянного шарика, прикрепленного к колотушке веревкой или скобой.

Garmon’i, garmoška – гармоника как фабричного, так и собственного изготовления. Гаурила Агафонов (д.Лужицы) в 20-х г. XXв. делал гармони и был первый кто начал обучать игре на этом инструменте местныйх парней. Играли и на старых саратовских «пианинных» гармонях с колокольцами. Сейчас играют на тульских или вологодских хромках, некоторые информанты предпочитают именно вологодские. Также популярен аккордеон – «большая гармошка», баян используют реже. Гармоники были до последнего времени очень популярны на праздниках, для сопровождения танцев, песен. По словам П.Емельянова «старые люди говорили, что кантеле был инструмент Бога, а гармонь – это уже другое». В настоящее время гармонь – самый распространенный инструмент в водских деревнях.

Известные люди

В филологических кругах известен лингвист и педагог Дмитрий Павлович Цветков. Он родился в 1890 году в деревне Краколье в семье обычных водских крестьян. Отец его в свое время учился всего два года, мать и вовсе осталась безграмотной. Однако их сын стал одним из немногих вожан, окончивших Тартуский университет.

Известность он приобрел благодаря работе над водским языком. Находясь в эмиграции в Эстонии, он составил для него словарь, грамматику и перевел на него рассказ Чехова «Ванька». В 1924 году Д.П. Цветков написал статью «Немного расскажу о води». Опубликована она была уже после смерти автора в 1931 году в Тарту. 

Литература: