Современные вьеты (вьетнамцы; самоназв. — Việt, вьет (кит. юэ); Kinh, кинь, кит. 京, jing, gin, цзин) — основной народ Вьетнама, один из вьет-мыонгских народов. Общая численность — 73,5 млн чел. (2006, оценка), в том числе во Вьетнаме — 70,8 млн чел., Камбодже — 597 тыс. чел., Таиланде — 103 тыс. чел., Лаосе — 94 тыс. чел., Малайзии — 83 тыс. чел., Китае — 30 тыс., США — 1,2 млн чел., Канаде — 151 тыс. чел., Австралии — 174 тыс. чел., Франции — 302 тыс. чел., Германии — 83 тыс. чел., Украине — 3,9 тыс. чел., России — 26,2 тыс. чел., в том числе в Москве — 15,6 тыс. чел. (2002, перепись).


Современные вьеты говорят на вьетнамском языке. По религии буддисты, даосы, конфуцианцы, есть католики (5—10 %), протестанты, на юге — приверженцы синкретических культов Каодай и Хоахао.
Следует различать древних вьетов (кит. юэ), составлявших многоэтническую общность племён батьвьеты (кит. байюэ) и населявших во II-I тыс. до н. э. юг Китая и современных вьетов (также кит. юэ), которые хотя и являются потомками батьвьетов, но ведут свою родословную лишь от двух батьвьетских народов — лаквьетов и аувьетов.
Фольклор
Вьетнамский фольклор характеризуется неповторимостью и мистичностью, обусловлен древней уникальной вьетнамской культурой. Вьетнамисты Института Востоковедения Академии наук СССР в сборнике «Вьетнам» уточняют, что именно мелодичность вьетнамского языка и его особый строй повествования «придают произведениям неповторимое изящество и красоту».
Устное народное творчество Вьетнама разнообразно, представляет собой песни и сказки, предания и легенды, которые передавались из поколения в поколение, например, «Сказание о Дам Зи», «Рассказ о том, как Бог возвел столб, подпирающий небо», «Рассказ о том, как род человеческий стал смертным». Все они рассказывали о любви и природе, насмехались над продажностью чиновников и, так же как и в творчестве других стран, продолжали вечную идею борьбы со злом. Фольклор Вьетнама представлен циклом удивительных сказок: «Угорь и рыба Тай», «Тхать Сан», «Небесная лягушка», «Легенда о Бетеле», «Незримый предатель». Эти сказки находятся в книге «Небесный барабан» в переводе Н. Никулина и Я. Немчинского из владельческой коллекции филологаэтнографа Галины Александровны Отаиной.
Поверья
Самые странные и необычные приметы вьетнамцев:
-
Фотографироваться втроем — к несчастью.
-
Встретите похороны — будет вам счастье.
-
Преподнести один подарок молодоженам — к скорому расставанию. Путь будет лучше дешевле, но две штуки.
-
Во Вьетнаме нельзя гладить детей по голове. Говорят: если погладить, значит лишить защиты от злых сущностей. Даже хвалить деток там не стоит.
Танцы
Классический вьетнамский танец является изящным, элегантным танцем с плавными текучими движениями. В процессе отыгрыша ролей танцорами очень важную роль играет мимика, с помощью которой выражается огромный спектр эмоций. Некоторые из танцевальных движений во Вьетнаме изображают конкретные вещи в природе, например, течение реки, деревья, колышущиеся на ветру, бабочек и птиц, летающих над цветами. Другие движения передают повседневную деятельность, такую как сбор урожая, греблю на лодке или стирание шелковых одеяний.
Если рассказывать о традиционных вьетнамских танцах, то нужно упомянуть, что их часто подразделяют на несколько жанров: театральные танцы или оперные танцы, народные танцы, фестивальные танцы, и королевские танцы. Танцы являлись неотъемлемой частью вьетнамской культуры еще с самых древних времен, о чем свидетельствуют изображения на находимых нынче археологами артефактах Dongson.
Страна на протяжении всей истории испытала множество потрясений, война и мир постоянно сменяли друг друга, периоды процветания и застоя. Естественно, что танцы из-за этого изменялись, что-то добавилось в плане движений, что-то, наоборот – перестали использовать. Несмотря на многообразие традиционных вьетнамских танцев, в них можно выделить следующие характеристики: основное внимание уделяется движениям рук и верхней части тела (от пояса). Гораздо меньше внимания уделяется движениям ног и нижней части тела.
Танец лотоса. Иногда также используют название «танец фонарей». Тем не менее, оба названия «танец лотоса» и «танец фонарей» неоднозначны, потому что лотос и фонари могут также использоваться в некоторых других вьетнамских танцах. К примеру, в некоторых танцах активно используются фонари, но из них не выстраивается цветок лотоса.
Танец с барабаном. Как полагают историки, танец с барабанами, вероятно, существовал во вьетнамской культуре в течение очень долгого времени. Археологи раскопали большое количество довольно сложных по конструкции барабанов, изготовленных из бронзы в Северном Вьетнаме, которые более 2000 лет.


Музыка
Музыка Вьетнама разнообразна и синкретична, в том числе из-за этнического разнообразия страны. В ней сочетаются местные особенности и иностранное влияние. На протяжении значительной части своей истории вьетнамская музыка много заимствовала из китайской музыкальной традиции, а также Кореи, Монголии и Японии. Также на вьетнамскую музыку повлияло древнее индокитайское королевство Тямпа, так как вьетнамские правители любили слушать тямские композиции. Тем не менее, несмотря на зарубежное влияние, вьетнамская музыкальная культура самобытна, в основном, благодаря тому, что её корни лежат в народной музыке.
Принято территориальное деление вьетнамской музыки на северную, центральную и южную, а также временно́е на четыре периода: X—XIV века, XV—XVIII века, XIX — первая половина XX века и начиная с 1945 года по наше время.
Одна из наиболее характерных особенностей вьетнамской музыки — использование пентатонической нотной последовательности, нгукунг (Ngũ Cung, пять нот), помимо диатонической, поэтому вместо до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до употребляются ноты хо-сы-санг-се-конг (hò, xự, xang, xê, cống). Другая важная черта — роль импровизации и украшения звука.
Вьетнамский язык является тоновым, и мелодия должна следовать тоновому рисунку слов: к примеру, на слове с повышающимся тоном мелодия не должна понижаться.
Музыка Вьетнама представлена в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО семью объектами:
- пространство культуры гонгов;
- придворная музыка няняк;
- пение куанхо Бакниня;
- пение качу;
- пение соан;
- искусство музыки донкайтайты и пения в Южном Вьетнаме;
- мелодии «ви» и «зам».
Самые ранние достоверные сведения о музыке относятся к правлению династии Динь (X век). До того времени о музыке страны известно очень мало. До-диньские тексты упоминают гонги, барабаны, губные органы и конхи, эти данные подкреплены упоминаниями в литературе.
С X века развитие вьетнамской музыки шло под влиянием Китая и Индии; в страну привезены цисяньцинь (позже превратившийся в данчань) и дамару. После вторжений в Тямпу вьетнамцы пригоняли в плен тямских певиц, искусство которых чрезвычайно ценилось.
Посол Китая в 990 году писал о том, как император Ле Хоан песней на вьетнамском языке пригласил посла к столу. В эти годы императоры периодически устраивали искусственные горы, на которых выступали музыканты, певцы и танцоры. При этом придворной музыки как жанра ещё не существовало, перед правителями исполняли народные произведения. Император Ли Нян Тонг отмечен как «искусный в мелодиях чужих стран» и превосходно сочинявший музыку.
С XV века индийское влияние на музыку ослабло, основной фокус внимания стал направлен на минский Китай. Создано множество жанров.
В начале XIX века вьетнамская музыка обособилась, появилось европейское влияние; в начале XX века создан «реформированный» театр кайлыонг. На юге страны снискали популярность мандолина, классическая гитара и скрипка.
С началом Второй мировой войны начался современный период развития музыки Вьетнама. До 1980-х годов традиционная музыка уступала европеизированной в популярности, затем мода на автохтонную музыкальную традицию вернулась. Современная поп-музыка называется «новой» (nhạc mới, няк мой).
Музыкальные инструменты
Во вьетнамской музыке используется очень большое количество инструментов. Наиболее важными среди них являются:
-
аэрофоны:
-
-
поперечные флейты дить (địch) и шао (sáo),
-
продольная флейта тьеу (tiêu),
-
гобой кен (kèn);
-
-
хордофоны:
-
-
монохорды:
-
-
-
дандок (đàn dôc),
-
хюен (huyên),
-
данбау (đàn bầu);
-
-
-
16-струнная цитра:
-
-
-
данчань или дантхаплук (đàn thập lục);
-
-
-
двуструнные лютни:
-
-
-
данким или даннгует (đàn nguyệt),
-
данты, он же дандоан (đàn đoản) и даннят (đàn nhật),
-
дансен, он же дансен (đàn xến);
-
-
-
трёхструнные лютни:
-
-
-
дантам,
-
дандай;
-
-
-
четырёхструнные лютни:
-
-
-
дантиба;
-
-
-
смычковые инструменты:
-
-
-
данни, он же данко (đàn cò),
-
данхо, он же дангао (đàn gáo);
-
-
ударные инструменты:
-
-
чонгком и другие.
-