Осети́ны (ирон. ир, ирӕттӕ; дигор. дигорӕ, дигорæнттæ) — ираноязычный народ, живущий на Кавказе. Являются потомками алан, или происходят от одной из кавказских автохтонных групп, принявших иранский язык. Осетинский язык принадлежит к иранской группе (северо-восточная подгруппа) индоевропейской семьи языков. Помимо Осетии, они также живут в других районах России, в Грузии, Турции и других странах.
Общая численность в мире до 700 тыс. человек, из них в России 528,5 тыс. (по переписи 2010).


Музыка
Осетинская народная музыка включает инструментальные наигрыши, плясовые мелодии ("цагъд"), мелодии песен, музыкальное сопровождение сказаний; к музыкальной культуре обычно относят и причитания ("хъарджытæ").
Исполнение музыкальных произведений голосом или на музыкальных инструментах чаще всего бывало приурочено к праздничным дням и радостным событиям. Непременным атрибутом осетинского праздника были пение и танцы. Поэтому плясовые и песенные мелодии составляют самую значительную часть народной музыки.
Плясовые мелодии были тесно связаны с осетинской хореографией. Для всех танцев, исполнявшихся на народных празднествах, существовали разные варианты музыкального сопровождения. Постоянно сочинялись новые мелодии для самых популярных танцев. Их исполняли не только в качестве аккомпанемента для танцующей на игрище молодежи. Зачастую темы плясовых мелодий использовали также для инструментальных фантазий-импровизаций.
Песни
Как правило, народные песни исполняются хором мужчин. Один из них - певец-солист ведет основную мелодию, а остальные подпевают. Втора называется "хъырнын" (ирон.), "фæрсаг" (дигор.). Пение было достоянием, главным образом, мужчин, причем взрослого поколения. Ни одно торжественное событие не обходилось без мужского пения.
Репертуар женских песен был меньшим. Женщины исполняли колыбельные песни, некоторые трудовые (при валянии войлока или взбивании масла), обрядовые (при "вызывании дождя"). Шуточные песни очень часто состояли из двух партий и исполнялись девушкой в паре с молодым человеком.
Причитания - народный музыкальный жанр очень древнего происхождения. Связанные с похоронным обрядом, словесные плачи имеют свой ритм и напев. Причитания были особым языком, с помощью которого осуществлялось общение с умершими. Чаще всего искусными плакальщицами бывают вдовы или женщины, пережившие трагическую смерть близких людей.


Музыкальные инструменты.
Осетины обладали богатым музыкальным инструментарием, включавшим духовую, струнную, ударную и клавишно-язычковую группы. В сознании народа жило представление о том, что гармоничный звук может преобразить природу.
Духовые-Флейтовые: "уасæн" (свистулька); "уадындз" (свирель). Духовые инструменты принято считать самыми древними. Реже других в наше время используется волынка. Осетинское название волынки состоит из имен двух предметов: "лалым" - это бурдюк, кожаный мешок, а "уадындз" – свирель.
Тростевые: "удæвдз" (стили); "лалым-уадындз" (волынка).
Мундштучные: "фидиуæг" (сигнальный рожок).
Струнные - Смычковые: "хъисын фæндыр" (род скрипки); "хъырнæг[i]
фæндыр" (букв, "подпевающий").
Одним из излюбленных струнных инструментов, под аккомпанемент, которого исполнялись нартовские сказания, песни и танцы, был "хъисын фæндыр". Это род скрипки с 2-3 струнами из конского волоса и чашеобразным корпусом из дерева. Верхней декой ему чаще всего служила натянутая козья кожа. Смычок представлял собой согнутую в виде лука трость с натянутым на нее конским волосом. У каждой струны было свое название. "Хъисын фæндыр" изготавливался вручную из твердых пород дерева.
В отличие от инструмента "хъисын фæндыр", "хъырнæг фæндыр" имел в основании не одну, а две чаши и обладал более громким звуком.
Щипковые: "дыууадæстæнон фæндыр" (двенадцатиструнная арфа); "дала-фæндыр" (род балалайки). Особым престижем пользовался "дыууадæстденон фæндыр" - разновидность небольшой угольной арфы с двенадцатью струнами, изготовленными из конского волоса. Арфы были известны с глубокой древности многим народам. Считается, что толчком к созданию этого инструмента послужил звук тетивы лука при спускании стрелы. Появление арфы на Кавказе ученые связывают с предками осетин - скифами. Еще в начале XX в. арфа была достаточно широко распространена в Осетии, но в настоящее время вышла из обихода. Традиционно она была связана, прежде всего, с такой формой музыкально-поэтического творчества, как исполнение нартовских сказаний.
"Дала фæндыр" - еще один распространенный в прошлом щипковый инструмент с 2-3 струнами. Под его аккомпанемент исполнялись лирические и бытовые песни, танцы.
Ударные - Мембранные: "гуымсæг" (двусторонний барабан); "дала" (бубен).
Осетины использовали и ударные инструменты, особенно необходимые для отбивания танцевального ритма. "Гуымсæг" - это двухсторонний барабан. Его деревянный цилиндрический корпус с обеих сторон был обтянут кожаной мембраной. "Дала" - деревянный обруч шириной 12-13 см. С внешней стороны он обтянут кожаной мембраной, с внутренней стороны нередко имеет деревянные бубенцы, создающие звеняще-ритмический эффект.
Самозвучащие: "къæрцгæнæг" (трещотка).
Трещотка "къæрцгæнæг" состоит из нескольких деревянных пластинок четырехугольной формы, натянутых свободно на шнур из сыромятной кожи, который соединяет их с крайней пластинкой-рукояткой. Чтобы получить щелкающий звук, исполнитель держит рукоятку в правой руке и ударяет трещоткой по левой ладони в такт исполняемой музыке.
Клавишно-язычковые - Пневматические: "ирон хъандзал фæндыр" (гармоника).
Со второй половины XIX в. в Осетии широко распространилась гармоника ("ирон хъандзал фæндыр"), потеснившая другие инструменты. Как показывают археологические находки, гармоника была известна еще средневековым аланам. Ее возвращение в XIX-XX вв. связано с развитием ремесла и торговых связей, которые вновь сделали доступным этот сложный в изготовлении инструмент. Интересно, что на остальных инструментах обычно играли мужчины, а распространение гармоники позволило девушкам активно приобщаться к музыкальному исполнительству.
Выдающиеся личности
- Гергиев Валерий Абисалович (2.05.1953) - Выдающийся дирижер современности. Народный артист России, дважды лауреат Государственной премии, главный дирижер и художественный руководитель Санкт- Петербургского Мариинского театра
- Макоев Ацамаз Владимирович родился 15 февраля 1957 года в Беслане - российский композитор, пианист, дирижёр, музыкально-общественный деятель, педагог. Председатель Правления Союза композиторов Республики Северная Осетия-Алания с 1996 года, секретарь Союза композиторов России с 2006 года. Художественный руководитель и директор Северо-Осетинской государственной филармониис 2000 года.
- Дударова Вероника Борисовна (1916-15 января 2009) - Первая в мире женщина-дирижер. Народная артистка СССР, России, Северной Осетии - Алании, Удмуртии. Заслуженный деятель искусств РФ и Республики Северная Осетия – Алания, лауреат Государственной премии России, Государственной премии имени К. Хетагурова Республики Северная Осетия - Алания, почетный гражданин городов Владикавказ и Буэнос-Айрес
- Алборов Феликс Шалвович (1935-2005) - Композитор, фольклорист, ученый и общественный деятель, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Республики Северная Осетия – Алания, Республики Южная Осетия и Республики Грузия, лауреат Государственной премии им. Коста Хетагурова, почетный кавалер медали им. Г. Свиридова .
- Царикати Феликс Викторович - Заслуженный артист России, народный артист Северной Осетии, популярный исполнитель современных эстрадных песен.
- Аликов Ахполат Николаевич - Один из первых осетинских композиторов. Заслуженный деятель искусств Северной Осетии. Собиратель и большой знаток фольклора, автор многих музыкальных произведений
- Юрий Бацазов (1941) - Народный артист России, солист Северо-Осетинского театра оперы и балета. Окончил государственную консерваторию в Саратове. Работал в Саратовском Театре оперы и балета. Уже больше 40 лет он предан искусству. В настоящее время солист Северо-Осетинского театра оперы и балета. Он – обладатель удивительного голоса – драматического баритона, исполнитель ведущих партий Алеко в опере Рахманинова, Амран в «Оллане» Габараева, Жермон в «Травиате» Верди, Ренато «Бал-маскарад», Риголетто и других.
- Газданов Булат Гаппоевич (1936) - Заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Северной Осетии, широко известный осетинский музыкант, руководитель оркестра народных инструментов Государственной телерадиокомпании «Алания».
- Габараев Илья Гаврилович (1.09.1926 — 1.03.1993) -Известный советский осетинский композитор, музыкально-общественный деятель.
- Игорь Владимирович Гокинати (1935 - 1971) -Основатель первого эстрадного коллектива в Северной Осетии, Заслуженный артист СОАССР.
- Зарина Малити - исполнительница разных жанров: оперы, поп-музыки, джаза. Окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова, год жила в Америке, сегодня — в Москве — реализует себя в различных проектах. Этим летом Зарина будет выступать на конкурсе «Новая волна» в качестве гостя. Она полностью погружена в работу над новым проектом-мюзиклом, в котором солирует.
- Кулаев Елкан Владимирович ( - 2002) - Заслуженный артист России, солист Северо-Осетинского музыкального театра, исполнитель многих популярных песен.
- Елкан Кулаев – замечательный актераи певец, внесший большой вклад в развитие осетинской музыкальной культуры, театрального искусства. Выдающимся явлением в осетинском искусстве стали созданные певцом на сцене Северо-Осетинского мызыкального театра образы Таймураза (“Азау”), Амрана (“Оллана”), Демона (“Демон”), Эскамильо (“Кармен”), Кречинского (“Свадьба Кречинского”) и другие. А его песни, особенно “Ма Ирыстон”, “Хурзарин”, вошли в золотой фонд осетинской песни.
- Зла́та Ю́рьевна Чо́чиева (1 марта 1985) - Выдающаяся российская пианистка, лауреат многих музыкальных конкурсов. Заслуженная артистка Республики Северная Осетия — Алания (2005).
Литература:
- Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С. Учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений. - Владикавказ: Сем, 2006. – 195 с.
- http://ossetians.com/rus/index.php?showcat=jump&f=16 – Музыкальные деятели