Ногайцы

Нога́йцы, нога́и (устар. нага́инога́йские тата́ры, также кры́мские степны́е тата́ры, самоназвание — ногай /noˈɣaj/; мн.ч. ногайлар /noɣajˈlar/) — тюркский народ на Северном Кавказе, в Дагестане, а также на юге Нижнего Поволжья, и в Северном Причерноморье (до середины XIX в.), в степях между Волгой и Яиком (Уралом) (до середины XVI в.) и на западе нынешнего Казахстана (до конца XV — начала XVI вв.: на северо-востоке — до Западно-Сибирской низменности, на северо-западе их кочевья доходили до Казанского ханства, на юго-западе — до Приаралья и севера Прикаспия). Потомки племён, составлявших население Ногайской Орды. Численность в РФ — 103,7 тыс. чел. (2010).

Этническая история ногайского народа главным образом основывается на наименовании разветвлённой родовой стратификации, где этнонимика конкретных родов и родовых групп в сочетании с употребительной идентификацией кланово-семейных знаков-тамг отчётливо прослеживает этногенетическую и историко-культурную преемственную связь с этнонимикой важнейших субъектов ранних и поздних эпох на североевразийском пространстве, межэтническая интеграция которых и составила совокупность и в целом общность ногайского этнического единства. Этническую основу народа составили такие древние народы как найманы, сираки, уйсуны, канглы, кипчаки, асы, мангыты, булгары, байысы, бодыраки, кобаны, байдары, мажары и др., обитавшие в Прииртышье, Северо-Западной Монголии, Средней Азии, Южном Приуралье, Нижнем Поволжье, Северном Кавказе, Крыму, Северном Причерноморье, Подонье, Приазовье и Нижнем Поднепровье. Многие из них имели свои государства.

Национал костюм ногайцев
Временно отсутствует
Семья ногайцев
Временно отсутствует

 

Традиционная музыкальная культура

Традиционная музыкальная культура ногайского народа является своеобразным отражением его социальной, духовной и историко-культурной жизни на различных этапах развития. Музыкальное искусство – результат длительной исторической эволюции народа, особенности которой связаны с образом жизни этноса.

Ногайская национальная инструментальная культура развивалась по трем направлениям: домбровая, сыбызговая и кобызовая.

Наиболее полным на сегодняшний день по количеству сохраненных и исполняемых сазов является домбровая исполнительная школа. Традиционная инструментальная музыка носит программный характер. Раньше перед исполнением саза музыканты в устном сообщении «анълама» излагали его содержание. К сожалению, в настоящее время, в связи с изменением форм бытования народной музыки, эта традиция не всегда сохраняется: многие легенды и рассказы о происхождении «кюев – сазов» забылись, а то и вовсе исчезли.

Музыкальное исполнительство получило широкое распространение благодаря странствующим певцам, в прошлом они были единственными носителями народной музыкальной культуры. Их творчество в дальнейшем определило новые пути развития различных жанров профессиональной музыки. Обладая композиторским даром, сочетая в одном лице композитора и певца, талантливые выходцы из народа создавали инструментальные произведения – сазы на исторические, эпические, сказочные, трудовые темы и сюжеты, в которых музыка становилась выразителем мыслей и чувств ногайцев.

Саз – слово, которое давно существует в нашем музыкальном лексиконе. Под словом «саз» ногайцы понимают инструментальную музыку, написанную для домбры, сыбызгы, сурная и кылкобыза. Еще в древности в ногайской степи называли инструментальную музыку – саз. Глубина ногайского языка, наличие чистых музыкальных виртуозных приемов, программный характер изложения этих легенд говорят о том, что на территории Ногайской орды была хорошо развита инструментальная культура. Именно ногайлинский период для многих тюркских народов является расцветом их национальной музыкальной культуры, о чем свидетельствуют высказывания известных ногаеведов. 

Авторами и исполнителями современных ногайских песен являются люди, имеющие разную профессиональную подготовку, разные творческие способности и индивидуально-субъективное мироощущение. Преобладающим большинством ногайские песенники являются самодеятельными музыкантами. Сочинение песен для них не является основной профессией, а любительство, способ самовыражения. Ногайские сказители искусно играют на струнных музыкальных инструментах и сопровождают свое пение игрой на домбре.

Фольклор

Исторический путь ногайского народа оставили глубокие следы в фольклоре. "В ногайском народном творчестве представлены языческие заговоры и заклинания, древняя календарная поэзия скотоводов и землепашцев, песни сопровождавшие ногайцев от рождения до смерти. Среди них широко распространены: песни, колыбельные, детские, игровые, трудовые, лирические, песни-названия, частушки, казацкие, исторические".Современные народные сказатели и певцы, в отличие от прежних, не являются профессионалам. Тем не менее они – главные хранители древнейших традиции.

Ногайский народный эпос насчитывает в своем составе десятки богатырский поэм и лирических десантов. Наиболее известны: "Ахмед, сын Айсыла", "Эдиге", "Шора-батыр", "40 ногайский богатырей" др. В основе большинства их лежат исторические события, которые происходили в жизни ногайских государств.

К лирическому эпосу ногайцев относятся дестаны "боз йигит", "Ариз и Ханбер", "Тахир эм Зухра", "Корогул" и др. Главные герои поэму борются за свою любовь и счастья.

Танцы

Что касается ногайского традиционного танца с традиционной музыкой, то, по всей видимости, он не сохранился. Все что удалось найти — это танцы на мотив лезгинки, которую ногайцы переняли у кавказских народов.

Ногайцы
Временно отсутствует
Ногайцы с музыкальным инструментом - Кобыз
Временно отсутствует

 

Ногайская
Ногайская - Нина Сикалиева

Музыкальные инструменты

Раньше у ногайцев существовал старинный музыкальный инструмент — кобыз. Похожий инструмент был у многих кочевых народов. В настощее время он исчез, его заменили на ногайскую домбры с большим грифом.

Домбра – душа ногайского народа. Она способна раскрывать самые тонкие чувства. Домбра – это своеобразная история кочевого народа. Через века и тысячелетия она
прошла, как память о первых страницах истории кочевников. Сам инструмент и музыка
были включены в древние культовые ритуалы и обряды. Подлинным расцветом традиционного домбрового искусства стали XIX и начало XX столетия, которые представлены авторским творчеством домбристов, профессионалов устной традиции. Инструментальная музыка ногайцев, прежде всего домбровая, имеет тысячелетние корни. 

Известные люди

  • Арсланбек Султанбеков -  в настоящее время единственный ногайский певец и музыкант, который сохранил чистый ногайский этноса. Арсланбек также участвует в съемках турецких сериалов на историческую тему.
  • Койлакаев Алибек Баймуратович. Ногайский художник, родился 23 мая 1982 года в селе Терекли-Мектеб, республики Дагестан. В 2002 году продолжил обучение в Краснодарском Государственном Университете Культуры и Искусств в Академии Художеств. Художник разработал свою собственную технику, путем кропотливой работы, учебы и годы тренировок. При написании картин Алибек использует тушь и перо. 

Литература: