Кабарди́нцы (кабард.-черк. адыгэ) — народ в Российской Федерации и на Ближнем Востоке. В России, в основном, проживает в Кабардино-Балкарии, а также в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Северной Осетии.
В Кабардино-Балкарии по данным переписи населения 2010 года, составляли 57 % населения республики. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы северокавказской языковой семьи.


Музыкальное творчество
Музыкальное творчество кабардинцев имеет глубокие традиции. Музыка сопровождала важнейшие моменты жизни кабардинца. Музыкой и плясками оживлялись народные праздники, свадьбы, приём гостей.
Народные певцы и музыканты со своими инструментами сопровождали войска, вдохновляя их перед боем, оплакивая погибших и воспевая героев. В дни печали слагались изумительные по своей выразительности скорбные песни- гибзы. До распространения ислама музыкой и плясками сопровождались и религиозные обряды.
Песни
Вокальные произведения кабардинцев весьма разнообразны: это нартские сказания и исторические песни, песни-сказы и песни-плачи. Большой любовью пользовались различные бытовые, трудовые и шуточные песни. Некоторые песни имели обрядовое значение. Для старинных кабардинских песен особенно характерно сольное исполнение песни под аккомпанемент ежьу - басовых нот хора на одну гласную, прерываемых возгласами припева.
Большая и лучшая часть певцов и музыкантов в своём творчестве выражала мысли и чаяния простого народа; именно такие произведения были наиболее музыкальны и эмоциональны.
Танцы
Кабардинские танцы имели три основных варианта и исполнялись в сопровождении ударных инструментов, хлопанья в ладоши и, позднее, под гармонику. Торжественный фигурный танец удж, лирическая парная кафа, живой и стремительный исламей (лезгинка)- каждый этот танец имеет своеобразную эмоциональную окраску и ритмическую выразительность.
В танцах кабардинцев проявляются те же черты национального характера, которые выразились в стиле орнаментики: сдержанность, лаконизм, отсутствие внешней аффектации и украшательства. Вместе с тем в мужском танце- исламее подчёркиваются мужество, ловкость, быстрота движений, веками вырабатывавшиеся в обстановке постоянной опасности военных столкновений. Кабардинские танцы, особенно тот же исламей, очень сильно повлияли на хореографическое искусство соседей- терских казаков.


Музыкальные инструменты
Кабардинцы издавна пользовались оригинальными музыкальными инструментами. Из духовых была распространена бжьами- род флейты из тростника или (позднее) из ружейного ствола. Доныне бытует скрипка с волосяными струнами и смычком в форме лука. Играли на ней, ставя её на колено. Скрипка и бжьами были главным образом сольными инструментами, а также употреблялись для аккомпанемента пению и танцам. Играли на них только мужчины. Старики рассказывают о существовании в прошлом инструмента, напоминавшего маленькую 12-струнную арфу. Упоминается этот инструмент и в фольклоре. Арфы такого типа лет 50 тому назад сохранялись у осетин и абхазцев; до сих пор имеются у сванов. Роль ударного инструмента выполняла деревянная колотушка из нескольких связанных вместе дощечек. Во время танцев иногда отбивали ритм палочками по доске.
В быт кабардинцев внедрились такие музыкальные инструменты, как зурна, бубен и, главное, гармоника. Зурна и бубен заимствованы, видимо, из Грузии и имели очень ограниченное распространение. С гармоникой кабардинцы познакомились через русских в первой половине ХlХ в., и она самым прочным образом вошла в состав народных музыкальных инструментов. Как и у всех народов Северного Кавказа, гармоника здесь стала женским инструментом. С её появлением в музыкальном творчестве женщины стали играть большую роль не только как исполнительницы, но и как творцы народных мелодий. Игра на гармонике сопровождала танцы, но гармоника употреблялась и как сольный инструмент.
Известные музыкальные деятели
Сати Казанова - певица Сати Казанова по национальности кабардинка. Бывшая участница российской женской группы «Фабрика» (2002—2010 годы). Неоднократно включалась в рейтинги самых сексуальных женщин русскоязычными версиями журналов FHM и Maxim. 14 октября 2017 года певица вышла замуж за итальянского фотографа Стефано Тиоццо.
Литература:
-
https://dzen.ru/media/adygiru/muzyka-i-tancy-kabardincev-v-xvll-pervoi-polovine-xlx-vv-5c4792e103922200ad734b96