Ингуши

Ингуши́ (ингуш. ГӀа́лгӀа́й) — нахский народ, проживающий на Северном Кавказе, коренное население Ингушетии, а также Пригородного района и г. Владикавказа современной Северной Осетии. Имеются диаспоры ингушей в ряде стран Европы, Средней Азии и Ближнего Востока. Общая численность ингушей во всём мире составляет около 1 млн человек, по другим данным 700 000 человек. Впервые упоминаются в I веке в труде древнегреческого учёного Страбона, позже встречаются и в средневековых армянских и грузинских источниках. Говорят на ингушском языке, письменность на основе кириллицы. Исповедуют ислам суннитского толка.

Национальная одежда
Временно отсутствует
Горянки
Временно отсутствует

 

Фольклор

Героями народных песен являлись ингушские нарты, а в народе пелись нартские сказания. Со временем на смену эпическому творчеству народа пришли героико-эпические песни «илли», воспевающие родовых богатырей, их мужество, верность слову, нравственность. «Илли» исполнялись под музыкальный аккомпанемент. Каждая строка кончалась долгим и быстрым перебором струн.

Постепенно в прикладном характере музыки стали преобладать развлекательные жанры. В народе стали пользоваться успехом мелодии для слушания (ладувха ашараш), танцевальные мелодии (халхара ашараш) и др. Почти каждое селение имело свою мелодию лезгинки: Джейрахская танцевальная (Джейрхой-халхар йиш), мелодия танца селения Кури-юрт (Кури-юрта халхара йиш), Назрановская танцевальная (Наьсархой халхара йиш), Базоркинская танцевальная (Мочкхий-юртара халхара йиш), мелодия танца с. Ахки-юрт (Ахки-юртара халхара йиш) и др.

Песенная культура

У ингушей имеется прекрасная песенная традиция. В ней многоголосое хоровое исполнение сочетается с сольным исполнением. Хоровым исполнением создавалось впечатление раскатистого эха в горах и гармонии мира, в котором издревле жили горцы. Песенная культура, как живая струна, реагировала на изменения, происходившие в культуре народа в связи с принятием ислама.

Некоторая часть народных песен стала обретать религиозную направленность к концу ХIХ века. Героические песни с могучими яркими образами стали сменяться короткими «зикрами» и «назмами» (религиозные песнопения). Вместо воли к борьбе и лучшей жизни зазвучали «скорбные жалобы, взоры сказителей обратились от земли к небу».

Традиции хорового и сольного исполнения сохранились в религиозных песнопениях ингушей.

Танцы

Среди множества ингушских танцев, прежде всего, нужно отметить лезгинку. Название этого танца связано с одноимённым народом – лезгинами, которые сегодня проживают в Дагестане и Азербайджане. Но, так или иначе, лезгинка стала любимейшим танцем многих народов Кавказа, и ингуши умеют танцевать её великолепно.

Глубоким отражением всей философии ингушского народа, его «эхь-эздела» является парный танец. Благородный танец «Эздий халхар» танцует только одна пара – ни при каких условиях нельзя мужчине танцевать одному, нельзя женщине входить в круг первой и, разумеется, без партнера. Мужчина в танце показывает стать, ловкость, быстроту и осторожность. Девушка не идёт по кругу, а плывёт. По рассказам бабушек девочки раньше учились танцевать, ставя на голову чашку с водой. И нужно было нести голову прямо, не расплескав ни капли…

К девушке, её чести – особое уважение. Никакого прикосновения мужчины даже к краешку её одежды недопустимо! А вот после замужества женщины-ингушки в таких танцах не участвовали вообще. Это считалось равносильным измене своему мужу.

Ингушский танец всегда был выражением жизненной философии народа, богатых внутренних чувств человека, а также быта и повседневной жизни людей.

В глубокой древности здесь существовали ритуальные танцы воинов, которые поднимали ратный дух перед сражением. Этот танец исполняла сотня (бзавр). Посередине круга становился сотник (бзаврча) со знаменем в одной руке и мечом в другой. Воины шли по кругу, обязательно против движения солнца. В ритм движения запевали песню и стучали мечами о щиты.

 

Ингушетия на фестивале искусства в Каннах
Временно отсутствует
Танец с мероприятий в Назрани
Временно отсутствует

 

Врешь, не уйдешь
Дарида-да

Музыкальные инструменты

В музыкально-исторической науке самыми древними принято считать духовые инструменты. Они восходят к эпохе палеолита. Музыкальные инструменты были разнообразны: от самых простых изобретений до сложных конструкций, совершенных по своим звуковым возможностям. Прототипами современных духовых инструментов можно называть самые простые конструкции. Для свистковых звуков использовали листья, стебли растений, кору деревьев, свистковую флейту (шок-локхарг) и т. д.

Самые ранние музыкальные инструменты готовились из тростника и стеблей растений, кости, рога, качественной глины: свирель (шедолг), флейта (шеда), флейта из патиссона (шаьмали), зурна из тыквы (ябакха зурам) и другие. Звуковые инструменты носили прикладной характер: свистковую флейту (шок-локхарг) использовали охотники во время охоты на птиц (со временем она стала детской музыкальной игрушкой); сигнальный рожок (му1-локхарг) передавал на расстояние сигнал об опасности и др.

Фольклорные источники говорят о музыкальных инструментах, на которых ещё в древности играли предки ингушей. Длительное время исполнение наигрышей было характерно для горцев. К примеру, эпический герой Колой-кант сделал из бедровой кости козлёнка зурну и на ней исполнил свою мелодию. Её до сих пор знают в народе как «Мелодию Колой-канта».

В настоящее время популярными являются музыкальные инструменты Ингушетии – зурна, дечиг-пондар (горская балалайка), кехат-пондар (горская гармошка) – на котором играют преимущественно женщины.

Известные люди

  • Ахмет Эльмурзиевич Хамхоев (1910-1992) - поэт, композитор, исполнитель народных песен, заслуженный артист РСФСР и ЧИАССР был автором более 200 песен и 14 сборников стихов. Он имел необыкновенные вокальные данные, пел широко, звучно, красиво. Ахмет Хамхоев писал стихи, музыку. В его репертуаре были песни «Лунная ночь», «Девичья любовь», «Песня весны», «Любимой», «Песня о мире», «Стальной конь» (на стихи А. Озиева), «Звените, струны», «Родные горы» и другие. В 60-х гг. ХХ века «Ингушский вальс», написанный Ахметом Хамхоевым, исполнял заслуженный артист СССР Муслим Магомаев в сопровождении Чечено-Ингушского симфонического оркестра.
  • Идрис Цицкиев (1918-1974) - Поэт и композитор. Песни и музыка отличались ярким исполнением. Идрис играл на скрипке, балалайке, домбре, флейте, рояли. Он обладал гениальной памятью. Будучи незрячим от природы, он запоминал голоса и звуки и мог с точностью узнавать по звукам и людей и мелодии. 

Литература: