Чуваши

Чува́ши (самоназвание — чӑваш, мн. ч. чӑвашсе́м, ед. ч. чӑва́ш) — народ тюркской языковой семьи, сложившийся на основе тюркского и финно-угорского населения Среднего Поволжья, коренное население Чувашской Республики (Россия). Численность 1,5 млн, из них в России 1 млн 435 тысяч (согласно результатам переписи 2010 года). В Чувашии проживает примерно половина всех чувашей, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России, а небольшая часть — за пределами Российской Федерации, наибольшие группы в Казахстане, Узбекистане и Украине.

Чуваши делятся на три основные этнографические группы: верховые чуваши (вирья́л или тури́) — северо-запад Чувашии; средненизовые чуваши (ана́т енчи́) — северо-восток Чувашии; низовые чуваши (анатри́) — юг Чувашии и за её пределами. Язык — чувашский. Является единственным живым представителем булгарской группы тюркских языков. Имеет два диалекта: верховой («окающий») и низовой («укающий»).

Основное вероисповедание религиозной части чувашей — православное христианство, есть приверженцы традиционных верований и мусульмане.

Чувашский женский костюм
Временно отсутствует
Чувашский академический ансамбль
Временно отсутствует

 

Музыкальная культура чувашей

Музыкальная культура чувашей сложилась в глубокой древности, в результате взаимодействия тюркского, древнеиранского и финно-угорского компонентов, и имеет общие корни происхождения с музыкой народов Азии. Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, неспроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла. Бережно хранят в Чувашском крае память о своём прошлом. Чувашский народ сумел пронести через века свою самобытную культуру, свои замечательные песни, танцы, вышивки и сказания.

Устное народное творчество

Чувашское устное народное творчество имело развитые виды и формы. Согласно традиции большинство чувашских народных песен приурочено к тем или иным обрядам и праздникам. Такие песни называются обрядовыми. Кроме обрядовых распространены лирические песни о жизни, гостевые песни, песни о любви. Молодежью исполнялись песни во время улах (посиделок), уяв вайа (вечерних хороводов), сере яни (гаданий на кольцах), саварни чупни (масленичных катаний). Пели свадебные, трудовые, лирические, рекрутские, а также исторические песни. Бытовали у чувашей и ритуальные песни. Пели во время проведения обрядов кёр сари или аван сари (осенние жертвоприношения в честь нового урожая). Обрядовые и лирические песни древнего происхождения составляют ядро чувашской музыкальной культуры, её классику.

Чувашские народные танцы.
Временно отсутствует
Чуваши
Временно отсутствует

 

Песенное искусство

Песенное и инструментальное искусство народа жило повседневной естественной жизнью, в тесной связи с традициями и обрядами. Исполнение большинства песен сопровождалось игрой на разнообразных музыкальных инструментах: пузырь (шапар), волынка (сарнай), варган (купас), свирель и дудка (шахличё), скрипка (сёрме купас), гудок (род скрипки с тремя струнами), гусли (кёсле) и другие. В начале XX века в чувашских селах появляются гармонь, балалайка, нередко и гитара. Под влиянием городской культуры возникает новый молодежный стиль музыкального фольклора - девичьи любовные песни, частушки, плясовые напевы; получают распространение русские пляски барыня, камаринская и другие.

Танцевальное искусство

Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. В нём отражены характер труда, быта, культуры, истории народа, выражены его чувства, настроение. Движения девушек (женщин) в танце плавные, пластичные, а мужчин — темпераментные с подпрыгиваниями, приседаниями. Чувашское народное хореографическое искусство делится на два жанра: хороводы и танцы–пляски. Хороводы водили на открытом воздухе, на гуляниях в облюбованном месте, большим количеством участников, доходившим до нескольких сот человек.

Древние танцы чувашей на сцене Филармонии
Временно отсутствует
Изысканный чувашский танец
Временно отсутствует

 

Гостевая песня средненизовых чувашей
Луна в колодце
Чувашская народная

 

Музыкальные инструменты

Имея богатую музыкальную культуру, чуваши создавали и использовали самые разнообразные музыкальные инструменты. Чувашские музыкальные инструменты многозначны, они отражают многовековую историю чувашского народа, по своему источнику звука подразделяется на четыре группы: струнные, духовые, мембранные, самозвучащие.

Имея богатую музыкальную культуру, чуваши создавали и использовали самые разнообразные музыкальные инструменты. С древних времен они сохраняли традиции проведения массовых мероприятий с участием музыкантов и чрезвычайно почитали умеющих играть на музыкальных инструментах, признавали за искусными мастерами волшебные качества.

Для изготовления музыкальных инструментов мастера использовали древесину, кость, глину, шкуры, гусиные перья, растения. Струны делали из конского хвоста (так как это самые длинные волосы животных), а также из бараньих кишков, сухожилий. Наиболее совершенные и употребительные инструменты XVIII – XIX вв.- скрипка (сёрме купас), пузырь (шапар), волынка (сарнай), гусли (кёсле). При проведении семейно-бытовых и календарно-земледельческих обрядов эти инструменты выполняют обрядово-магические функции. Искусным исполнителям на этих инструментах молва приписывала магическую силу. Владеющий искусством игры на музыкальных инструментах почитался за способность подчинять людей необъяснимой власти звуков своего инструмента.

Многие исследователи одним из самых распространенных в среде чувашей музыкальных инструментов называют скрипку (сёрме купас). Чувашская скрипка сопровождала человека всю жизнь, начиная с рождения и кончая посмертным существованием. Этнографические записи свидетельствуют об этом: «…если у чувашки родился младенец, отец его, нисколько не медля, сам начинает варить кашу, потом созывает своих родных, друзей и скрипача…»; «поминки начинались шумной тризной, проводимой в летнее время в ночь после похорон на могиле покойника, и сопровождались ритуальными похоронными песнями и плясками под гармонику, скрипку или пузырь, чтобы умилостивить покойника. Сделать ему приятным пребывание в могиле...».

Волынку обычно делали из кожи теленка либо домашней козы. Играют на нем сидя, отбивая ритм ногами. Считается, что волынка обладает магической силой. На нем играли, когда нужно было заговорить злых духов. Игру волынки можно было услышать на любом обряде, посвященных главным событиям в жизни человека – рождение, свадьба или похороны. У чувашей главным праздником считался «сурхури», который отмечали в период зимнего солнцестояния. Открывали этот праздник колядки и все пожелания и заклинания пелись только под волынку. Во время гонений на волынщиков, проходивших во многих странах, чуваши показали себя наиболее хитрыми и неистребимыми защитниками своего инструмента. Из-за волыночных репрессий в мире сохранилось мало старинного инструмента такого рода. 

Народный чувашский танец В Длинных Платьях
Временно отсутствует
Традиционный чувашский национальный праздник Акатуй
Временно отсутствует

 

Известные музыканты

  • Иван Иванович Христофоров (22 марта 1935 — 24 мая 2018) — российский певец. Народный артист Чувашии (1992). Родился 22 марта 1935 года в селе Новое Байбатырево Яльчикского района Чувашии, по национальности — чуваш. Вырос в многодетной семье: 5 сестёр и один брат. Учился профессии в Мариупольском музыкальном училище.
  • Известный всему миру оперный певец-бас Максим Михайлов родился 13 августа 1893 года в д. Кольцовка Вурнарского района (умер в 1971 г.). Максим Дормидонтович работал на Всесоюзном радио и в Большом театре в Москве. С успехом исполнял сольные оперные партии и народные песни.
  • Анна Токсина - одна из первых профессиональных певиц. Родилась в д. Нижние Кунаши Цивильского района 1 февраля 1898 года (умерла в 1985 г.). Анна Ивановна работала на Чувашском радио и в Чувашском государственном ансамбле песни и танца.
  • Ираида Вдовина – певица, родилась 19 сентября 1913 года в с. Покровское Мариинско-Посадского района (умерла в 1985 г.). После окончания института она работала учителем в сельской школе. Ираида Григорьевна записала около 1000 народных песен. В ее исполнении в Москве выпущено 3 пластинки с чувашскими песнями. В 1985 году вышла книга «Чувашские народные песни, напетые И.Вдовиной» с 222 песнями.
  • Григорий Яковлевич Хирбю (Хирбиков) (27 ноября 1911, Чикмезино, Покровская волость, Чебоксарский уезд, Казанская губерния, Российская империя — 17 августа 1983 года, Чебоксары, Чувашская АССР, РСФСР, СССР) — выдающийся чувашский советский композитор.
    Народный артист РСФСР (1974).
    Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). Член КПСС с 1945 года
  • Хведи Чуваш родился около 1810 года в д. Вирьял Чебоксарского района. Его имя стало известно, когда поэт Д. П. Ознобишин в журнале «Заволжский муравей» напечатал 14 его песен. Позднее были напечатаны и другие его произведения. Хведи Чуваша называли «чувашским Пушкиным».
  • Гавриил Федоров - известный народный певец родился 29 марта 1878 года в д. Томакасы Чебок-сарского района (умер в 1962 г.). Творчество Гавриила Федоровича стало известно благодаря чувашскому композитору С. М. Максимову. Всего с голоса Г. Ф. Федорова записано около 800 чувашских на-родных песен.

Литература: