Чеченцы

   Чече́нцы (чечен. но́хчий) — нахский народ, проживающий на Северном Кавказе, коренное население Чечни. Исторически также проживают в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском муниципальных районах Дагестана, Сунженском и Малгобекском муниципальных районах Ингушетии, Ахметском районе Грузии. Общая численность чеченцев во всём мире 1 550 000 человек.

Согласно сложившейся в дореволюционном кавказоведении традиции, в прошлом под названием «чеченцы» («нахче») исследователи обычно объединяли все нахские этно-территориальные группы. В современной науке для этой этноязыковой общности используют другой термин — «нахские народы» и/или народности, этногруппы. Иногда, в работах последних ста лет, исследователи употребляют наименование «вайнахи/вейнахи» в качестве синонима термина «нахские народы», однако считается правильным объединять под термином «вайнахские народы» только чеченцев и ингушей, исключая бацбийцев.

    Культура

Чеченский фольклор разнообразен и включает в себя жанры, которые свойственны устному народному творчеству многих народов:

  • сказки бытовые, волшебные, о животных;
  • мифология;
  • героический эпос;
  • песни лирические, трудовые, обрядовые, героико-эпические, колыбельные;
  • легенды;
  • загадки;
  • поговорки и пословицы;
  • детский фольклор (загадки, скороговорки, считалки, песенки);
  • религиозный фольклор (сказания, песни, назмы, хадисы);
  • творчество тюлликов и жухургов;

    Музыка имеет огромное значение для этого народа. С ее помощью выражают ненависть, смотрят в будущее и вспоминают прошлое. Многие из национальных музыкальных инструментов распространены и сегодня:

  • дечиг-пондар
  • адхьокху-пондар
  • зурна
  • дудка шиедаг
  • волынка
  • барабан вота
  • бубен
  • гема

Инструменты использовали для ансамблевого и сольного исполнения. На праздники проводится совместная игра на разных инструментах.

Чеченская народная музыка делится на четыре основные разновидности: инструментальная программная музыка — так называемая «ладуха йиш», маршевая музыка — «дошлойн йиш» (музыка всадни­ков, исполнявшаяся во время передвиже­ния войск), танцевальная — «хелхар йиш», песенная — «йиш» и «илли». Она исполнялась на струнных, смыч­ковых, духовых и ударных инструментах. В XIX веке под влиянием русской музы­кальной культуры появилась гармоника, а позже баян и аккордеон.

Программная инструментальная му­зыка могла исполняться на одном инс­трументе: это мог быть трехструнный дечиг-пондур, адхоку-пондур — смычковый инструмент, зурна, свирель, гармоника, или на нескольких инструментах: дечиг-пондур и адхоку-пондур, дечиг-пондур и свирель, гармоника и дечиг-пондур в со­четании с ударными.

Программная инструментальная му­зыка выражала возвышенные чувства, личные переживания, о чем говорит на­звание народных музыкальных произве­дений: «Тоска по Родине», «Отчий край», «Высокие горы», «Мой Кавказ», «Люби­мой».

Маршевая музыка при передвижении войск исполнялась на духовых и ударных инструментах, помимо этого, существова­ли и песни для исполнения в конном и пе­шем строю, музыкальный размер и ритм которых должны были соответствовать ритму движения.

Нотная запись такого напева была сделана русским офицером И.Клингером в 1847 году в Восточной Чечне, где он на­ходился в плену. Танцевальная музыка чеченцев была довольно разнообразной по темпу и ме­лодике, что было связано с необычайным богатством чеченской танцевальной куль­туры. В народных танцах мелодия трех­дольного размера, или триоли, сменяется мелодией двудольного размера, или дуо­лями. Часто народные танцевальные ме­лодии, начинающиеся в умеренном или медленном движении, при постепенном ускорении темпа переходят в быстрый, стремительный танец. Оригинальны в тан­цевальных мелодиях неожиданные перемещения сильных долей тактов, как бы нарушающих весь ритмический рисунок танца. Своеобразно звучит смена гармо­ний на слабых долях такта.

В танцевальной чеченской народ­ной музыке часто встречаются перемен­ные размеры, смена шестидольного раз­мера трехдольным или смешанным размером.

Песенная культура чеченцев не ме­нее богата и разнообразна. Это и героико­эпические песни — илли, воспевающие подвиги героев, дружбу, верность и лю­бовь, которые исполнялись обычно ре­читативом под аккомпанемент дечиг- пондура, это и назмаш, песни религиоз­ного характера, которые часто исполня­лись а капелла, это и ешарш, песни са­мого различного характера и содержа­ния, узамаш — вокальные импровизации, белхамаш — плачи, различные обрядовые песни.

«Много общего имеют между со­бой лады, строение мелодий и гармони­ческая фактура народной музыки чечен­цев. Основным ладом музыки является дорийский, реже встречаются миксоли­дийский и фригийский. В мелодиях отсутствуют хроматизмы и увеличенные секунды, характерные для музыки других народов Кавказа.

Структура и функциональность на­родных гармоний чеченцев очень своео­бразны и имеют свои характерные осо­бенности.

Тоническое трезвучие дорийского лада — ре-фа-ля — функционально связа­но с неустойчивым трезвучием — до-ми- соль. В этих основных трезвучиях терцо­вый тон иногда замещается его верхним или нижним вспомогательным тоном, т.е. вместо ре-фа-ля — ре-ми-ля или ре­соль-ля, а вместо до-ми-соль — до-ре­соль или до-фа-соль. Эти аккорды звучат в заключениях как неразрешенные задер­жания аккордов терцового построения.

В народе эти аккорды воспринима­ются как устойчивые, они встречаются в опорных местах произведений, и ими часто заканчиваются народные песни или танцы.

Иногда гармония лада расширяется введением третьего аккорда — трезвучия, лежащего секундой выше тонического, в данном случае — ми-соль-си. Такие трез­вучия обычно применяются в кадансовых оборотах.

В чеченской народной музыке встре­чаются и обращения трезвучий с заме­ненным терцовым тоном, такие созвучия являются квартовыми созвучиям. Напри­мер, трезвучие ре-соль-ля в обращении дает квартовое созвучие ля-ре-соль, вме­сто ре-ми-ля — квартовое созвучие ми­ля-ре и т.д.

Созвучия, состоящие из секунды и квинты или из кварты и квинты, мож­но считать также обращениями аккордов квартового, а не терцового построения.

В чеченской народной музыке квар­товые аккорды довольно часто встреча­ются в вокальных и инструментальных произведениях. Например, квартовое созвучие соль­до-фа — обращение до-фа-соль или ре­соль-до — обращение до-ре-соль и т.д.

Интервал кварты, часто встречаю­щийся в народной музыке чеченцев, за­нимает в ней такое же место, как терция в гармонии (классической) терцового пос­троения. В инструментальных и особенно в вокально-хоровых чеченских произведе­ниях часто можно наблюдать параллель­ные квартовые исследования. Кроме того, многие народные песни и танцы оканчива­ются квартой.

Музыкальное творчество народа