Буряты

Буря́ты (самоназвание — буряад, буряад зон, буряадууд) — национальность в Российской Федерации и этническая группа монголов, говорящая на бурятском языке, исторически сформировавшаяся в районе озера Байкал и объединённая общей культурой и историей.

Истоки бурятской музыкальной культуры восходят к периоду этнокультур­ного формирования монголоязычных племен. Она формировалась в тесном контакте с музыкой других регионов - Центральной Азии, Южной Сибири и Дальнего Востока — и состоит из совокупности музыкальных традиций многих этносов, проживающих на этой обширной территории, то есть генетически род­ственна музыке монголов, тувинцев, эвенков, калмыков и других представителей алтайской этноязыковой семьи.

Национальная одежда
Временно отсутствует
Бурятский ёхор
Временно отсутствует

 

 

Музыкальная культура

Искусство бурятов было искусством устной традиции. В многочисленных легендах и преданиях нашла отражение вера народа в могущественную силу музыкального искусства. С древних времен пение и музицирование составляли важную часть народного быта бурят. Многие древние виды бурятской музыки связаны с охотничьей и скотоводческой практикой (игра на дудкахманках, заклинание овцематки), с обрядами поклонения тэнгри (небесным божествам) и духам предков, обрядами шаманизма (шаманские призывания).

В бурятской народной музыке преобладает одноголосно-монодический склад с элементами бурдонного многоголосия. Распространена традиция индивидуального песнетворчества по различным поводам (приветственные, величальные песни). Бурятские народные песни имеют куплетную форму.

В традиционной музыке бурят преобладает сольное музицирование, иногда с инструментальным сопровождением, распространены хоровые танцевальные композиции. Данной музыкальной культуре свойственны локальные различия соответственно географическим и этническим зонам. Так например, для восточно-бурятских песен характерны большой диапазон, широкие интервальные ходы, полный 5-ступенный звукоряд; а в западнобурятских песнях преобладают узкообъемные лады (ангемитоника), вариантно-попевочное строение, их отличают прихотливость ритмики, обилие орнаментики. Бурятские песни отличает лаконизм текста, сжатый поэтический текст. Постоянным стилистическим приемом остается вертикальная аллитерация стиха - "соединение 19 голов" (начал). В ней - основа соединения стихов всей строфы, своего рода ключ к запоминанию.

Бурятской музыкальной культуре свойственны также локальные различия соответственно географическим и этническим зонам (предбайкальский регион – западные буряты, забайкальский регион - восточные буряты). Так например, для восточно-бурятских песен характерны большой диапазон, широкие интер­вальные ходы, полный 5-ступенный звукоряд; а в западно-бурятских песнях пре­обладают узкообъемные лады (ангемитоника), вариантно-попевочное строе­ние, их отличают прихотливость ритмики, обилие орнаментики.

Музыкальные инструменты

С древних времен и до наших дней наиболее распространенным в практике народного музицирования является струнный смычковый инструмент хур. Игра на струнных смычковых инструментах соответствует восточному идеалу музи­цирования, в основе которого лежит вокальное одноголосие, высокоразвитое искусство импровизации, богатая нюансами мелодика и ассимиляция инструмен­тальной музыки с пением. При игре хур держат вертикально, опирая на колени. В прежние времена хур был двухструнным, чаще квинтовой настройки, его че­тырехугольной формы корпус делался из кожи или дерева. Хур чаще всего при­менялся как инструмент, на котором певец аккомпанировал себе. Это традици­онный инструмент улигершина — певца-сказителя.

анза (шанза) - трехструнный щипковый инструмент, имеющий своеобраз­ный, дребезжащий тембр. В Бурятию пришел из Монголии. Одна струна - мело­дическая, жильная, остальные - бурдонирующие, стальные, строй кварто-квинтовый. Оригинален внешний вид чанзы - длинная шейка с большими колками соединена с плоским овальным корпусом-резонатором, обтянутым кожей. Чан­за также была подвергнута реконструкции - добавлена четвертая струна, разра­ботано несколько разновидностей инструмента (аналогично семейству хуров) В оркестре чанзам чаще всего поручаются функции аккомпанемента.

Иочин - струнный щипковый инструмент, напоминающий славянские гусли. Этот инструмент под различными названиями и с определенными конструктор­скими отличиями известен у многих народов как Востока, так и Запада. Он име­ет деревянный трапециевидный корпус, на котором натянуты струны. Звук из­влекается посредством удара о струны палочками (деревянными, тростниковы­ми, бамбуковыми) с утолщением на концах. Современный реконструированный иочин снабжен клавиатурой. В музыкальной практике иочин используется как оркестровый и ансамблевый инструмент.

Лимба — старинный деревянный духовой инструмент типа поперечной флейты. Инструмент представляет собой бамбуковую трубку, закрытую в верхнем торце деревянной пробкой. Звук лимбы очень сильный, пронзительный. Из старинных инструментов можно извлекать пять звуков ангемитонной гаммы. Современная лимба, усовершенствованная в 1930-е годы, имеет хроматический звукоряд.

Бишхур - деревянный духовой инструмент типа гобоя. Старинный бишхур способен издавать пять звуков бесполутонового ряда, реконструированный – хроматический звукоряд.

Сур - деревянный духовой инструмент типа продольной флейты, напомина­ющий по тембру лимбу, но звучащий несколько мягче. Имеет сигарообразную форму. Настроен по ангемитонному звукоряду в объеме до двух октав. Сур рас­пространен преимущественно в западных районах Бурятии, в восточных чаще используется лимба. Существует две разновидности этого инструмента: сур-пик­коло и сур-прима (Банеев. 1993. С. 45).

И, наконец, в бурятской народной музыке широко представлены ударные инструменты — барабаны разных размеров, гонги, тарелки. Особый интерес представляют дынчики - небольшие медные диски, нанизанные на металличе­ский стержень и при ударе палочкой издающие нежный вибрирующий звук. Своеобразен и инструмент дамара — барабан, обтянутый с одной стороны ко­жей, по которой при встряхивании инструмента ударяют кожаные шарики, при­крепленные на веревочках к корпусу дамары.

Фольклор

С древних времен и по сей день летней порой проводится календарный обря­довый праздник - Сурхарбан, устраиваемый после весенне-полевых работ, пе­ред началом сенокоса. Национальный праздник включал три основных вида со­стязаний - борьбу, скачки и стрельбу из лука. Они издревле были обязательным компонентом жертвоприношений и молений на родовых культовых местах бу­рят и монголов.

"Родовые шаманистические жертвоприношения (тайлган), а позже ламаизированные обряды (обоо) завершались, как правило, спортивными массовыми состязаниями, играми и гуляньем". На них ис­полнялись песни-прославления коня-победителя, лучших борцов и метких стрелков (соло дуудалга). 

Хвалебные гимны имели свою специфику в каждом аймаке. Прославления забайкальских бурят обычно состояли из трех частей. В первой части восхвалялись представители духовенства. Она состояла из высо­копарных буддийских терминов. Во второй части называлась местная знать: тайша, нойоны, родовые сайты, царские чиновники. Селенгинские (южные) бу­ряты упоминали также атаманов станиц. Третья часть - основная. В ней воспе­вается лошадь-победительница. Предбайкальские буряты прославляют не только победившую лошадь, но и лучших борцов и стрелков. Прославления у предбайкальских бурят исполняются напевно, а у забайкальских - речитативно, в быст­ром темпе – скороговоркой.

К культовым песням относятся следующие жанры: шаманские песнопения, песни ай дон и песни сэгээн зугаа, генетически восходящие к древним обрядам поклонения стихийным явлениям природы, тэнгри, хозяевам местностей, духам предков. Отличительной чертой данного вида является ритуальное брызганье специальными напитками (кумысом или молочной водкой) во время исполнения указанных песен. Песни аи дон отличаются от песен других жанров хоровым исполнением людьми старшего возраста. Начинал и вел песню запевала. Испол­нение песен-призываний чередовалось брызганьем водки и ее ритуальным рас­питием. В качестве предмета жертвоприношения выступала молочная водка или другой вид алкогольного напитка, специально приготовленный для этого обря­да. Основной регион бытования песен ай дон — западные районы Бурятии. Од­нако сейчас, когда сам обряд возлияния божествам давно утрачен, песни ай дон исполняются стариками во время застолья.

Кумысные возлияния и ритуальное распитие в честь предков и духов-покровителей были широко распространены среди кочев­ников Центральной Азии еще со времен древних гуннов. Исходя из этого, мож­но предположить, что песни жанра сэгээн дуун являются остатками древнего об­рядового песнопения, посвященного весенним празднествам родовых кумысных жертвоприношений.

Семейно-бытовые песни включают в себя жанры, которые сопровождают обряды, сопутствующие жизни семьи от рождения человека до его кончины: ро­ждение ребенка (милаангууд), обряд захоронения последа (тоонто тахиха), об­ряд укладывания в люльку (ообэйдэ оруулха), свадебный обряд (турэ хурим), похоронный обряд, на котором исполняли песни, называемые шаналахын дуун (досл. - скорбные, печальные песни).

Старинная бурятская свадьба состояла из комплекса различных обрядов. Исключительное разнообразие обрядов обусловили жанровое богатство песен­ных циклов, сопровождающих свадьбу.

Обрядовые песни представлены следующими жанрами хороводных песен: древний хоровод нэрьелгэ, круговой хороводный танец еохор, а также песни сопровождающие танцы: хурын наадан (танец тетеревов), houp наадан (глухариный танец), дэрбэ-эшэн (букв.: - размахивать руками) и др. Для ранних стадий развития общества были характерны тотемические танцы — подражания птицам и животным, со­держащие реалии скотоводческого быта и охотничьих промыслов. Каждый та­нец сопровождался специальной песней. 

Носителями и хранителями традиций народного вокального и инструмен­тального исполнительства являлись народные певцы-сказители — улигершины. Улигершин - это одновременно певец, музыкант, композитор и артист. Они вы­полняли миссию пропагандистов культуры, народных педагогов, историков, фи­лософов и мудрых советчиков.

Известные музыкальные деятели Буряты

  • Сунрапова Дулма Бурятская исполнительница, композитор и поэт-песенник.  Родилась в селе Цокто-Хангил (Агинский район Забайкальского края) 15 ноября 1985 года. 2004 год - победитель регионального конкурса «Дангин...
  • Аюшеев Дандар Дампилович Дандар Аюшеев (1910-1971 гг) – первый профессиональный композитор-бурят, один из основателей бурятской композиторской школы.
  • Доноев Аюша Жапович Учитель с большой буквы, талантливый поэт-песенник, уникальный краевед, истинный патриот Закамны.