Белору́сы (белор. беларусы) — восточнославянский народ (этнос и нация). Общая численность — около 10 миллионов человек. Проживают преимущественно на территории Белоруссии, где являются доминирующей национальностью (84,9 % в 2019 году). Значительное число белорусов населяет смежные с Белоруссией территории России, Украины, Польши, Латвии и Литвы, где являются национальным меньшинством. Белорусы широко расселились по территории бывшего СССР, а также мигрировали в ряд стран за его пределами (Польша, США, Германия).


Фольклор
Фольклор – важнейшая часть национальной народной культуры Беларуси, которая соединяет в себе поэтическое, музыкальное, драматическое, хореографическое искусство. На становление белорусского фольклора большое влияние оказало язычество. Оно представляло собой комплекс первобытных взглядов и верований. Взгляды населения проявлялись через сказки, былины. Мир наших предков повсеместно был населен богами. Мифы зародились вместе с появлением первых людей и стали для них способом объяснения бытия и природных явлений.
Поверья
Существует несколько поверий, которые у всех на слуху. Их хорошо знают многие поколения белорусов, и даже в современном мире на них часто обращают внимание:
- забытая вещь в чужом доме — к возвращению обратно;
- излишняя радость с шутками и смехом — к слезам;
- если на себе зашивать одежду — будет плохая память;
- случайно надетая вещь наизнанку — к неприятностям;
- мелкие деньги, оставленные на столе, — к разочарованию, слезам;
- чихнуть перед обедом или услышать звон в ухе — к хорошей новости;
- случайно поранить палец во время рукоделия — одобрение от человека, который много значит, если это случилось с незамужней девушкой — ждать ей поощрения от любимого мужчины;
- если в семье сыновья похожи на мать, а дочери на отца — к счастливой семейной жизни.
Танцы
Белорусское народное танцевальное искусство, представленное в виде народного бытового или постановочного сценического танца. Белорусские танцы отличаются своей сформированностью и самобытностью. Исторические условия развития белорусского народа, постоянная борьба за сохранение своих национальных черт, привели к тому, что в белорусском фольклоре и танце сохранились древние, архаичные черты. Это делает белорусскую хореографию значимой для понимания истоков белорусской культуры. Белорусский народный танец, как и вся белорусская культура, формировался начиная с XIV века. А истоками народных плясок были ещё более древние восточнославянские обряды. С середины XIX века началось слияние традиционного фольклора с танцевальными формами кадрили и польки, которые пришли из Западной Европы.
Белорусские танцы делят на три группы: иллюстративно-изобразительные, игровые и орнаментальные.
Белорусский балетмейстер Лариса Алексютович подразделяет белорусские танцы по жанрам:
- собственно танцы (традиционные популярные танцы, кадрили, польки),
- пляски,
- хороводы (игровые и танцевальные),
- игры в форме танца (обрядовые и увеселительные).
Понятие «белорусский народный танец» включает в себя три составляющие:
- аутентичный танец, исполняемый в быту;
- народно-сценический танец (авторская постановка);
- этнический танец, исполняемый фольклорными коллективами со сцены.
Белорусская национальная хореография сохранила богатое творческое наследие прошлого. Наиболее популярны белорусские народные танцы — «Лявониха», «Крыжачок», «Юрачка», «Полька-янка», «Чарот», «Таукачыкi», «Чобаты», «Лянок», «Кола», «Ручнікi», «Млынок», «Касцы», «Козачка», «Мяцеліца», «Мікiта», «Дударыкi», «Бычок», «Казыры».


Музыка
Белорусская народная музыка берёт своё начало от древней культуры восточных славян. Особенность белорусской народной музыки — самобытный фольклор обрядных календарных (колядных, масленичных, купальских, жатвенных) и семейных (крестинных, свадебных и др.) песен.
В Древнерусском государстве, а позже в Великом княжестве Литовском, получила большое развитие церковная богослужебная музыка. В XV веке в белорусских землях формируется местный тип «знаменного распева», к XVII веку складывается партесное пение в церковной православной музыке. Белорусские музыкальные памятники той эпохи — сборники произведений «Полоцкая тетрадь» и «Куранты».
Важной сферой формирования национальной музыкальной культуры стали народные танцы и пляски.
Светская музыка эпохи барокко, звучавшая в крупных дворянских имениях, с XVII века начала развиваться и в белорусских городах. В XVII—XVIII веках центрами светской белорусской музыкальной культуры становятся частные театры и капеллы польско-литовских магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и других. Среди известных композиторов — Голланд, Ванжура и другие.
С конца XIX века начинается расцвет белорусской культуры и музыки: открываются белорусские музыкальные школы и народные консерватории, создаются театры. Во второй половине XX века начинается новая волна расцвета белорусской культуры и музыки. На белорусских мелодиях основаны сочинения известного пианиста и композитора XIX века А. И. Абрамовича.
После образования в 1919 году Белорусской ССР были основаны Государственный симфонический оркестр БССР (1927), Государственный народный оркестр БССР (1930), Белорусская государственная консерватория (1932), Театр оперы и балета БССР (1933; в 1928-1933 гг. - Белорусская студия оперы и балета), Белорусская государственная филармония (1937), Союз Советских композиторов Белоруссии (1938). В 1940 организован Белорусский ансамбль песни и танца под руководством Г. Р. Ширмы.
Музыкальное искусство Белоруссии стремилось сохранить национальные музыкальные традиции, одновременно развивая популярные в мире стили и направления. В 1970-е годы зарождается белорусская оперетта — «Павлинка», реж. Семеняко, 1973; «Нестерка», реж. Суруса, 1979 г. Развивается камерная и хоровая музыка, популярными становятся произведения композиторов А. В. Богатырёва, И. М. Лученка, Э. С. Ханка. В 1970-х годах одними из самых популярных вокально-инструментальных ансамблей СССР стали Верасы, Сябры и Песняры.
Успешно продолжают исполнять белорусские музыкальные произведения ведущие музыкальные коллективы Белоруссии: Президентский оркестр Республики Беларусь, Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки под управлением М.Финберга, Государственный академический симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла им. Г. Ширмы, Национальный академический народный хор Республики Беларусь им. Г. И. Цитовича, вокальная группа «Чистый голос», вокально-инструментальный ансамбль «Песняры», вокально-инструментальный ансамбль «Сябры».
В современной белорусской музыке получила развитие поп-музыка и рок-музыка. В настоящее время популярными в Белоруссии являются группы «Brutto», «Ляпис-98», «Volski», «Крамбамбуля», «Петля Пристрастия», «Дай Дарогу!», «Akute», «Без билета», «Eihelstraat», «IOWA», «Dissonance Reason», «Nizkiz», и многие другие группы.
C 2004 года исполнители из Белоруссии участвуют в музыкальном конкурсе «Евровидение».
Музыкальные инструменты
Среди хордофонов (струнные) смычковые — скрипка, басэтля, колёсная лира, смык; щипковые — балалайка, мандолина, цитра; ударные — цимбалы. По способу изготовления инструменты делятся на специально изготовленные и на использованные под инструменты предметы окружающей природы и быта.
Известные музыкальные деятели
- Галина Константиновна Горелова (род. 1951 г.) – лауреат Государственной премии Беларуси, ярчайший представитель неоромантизма белорусской музыке последней трети ХХ века. В произведениях преобладает лирическая образность, ярко прослеживается национальное начало, им присуща поэтичность и эмоциональная наполненность. Утончѐнностью эмоций, импрессионистской звукописью, вниманием к деталям отличаются камерно-инструментальные сочинения Г. Гореловой: фортепианная соната "К взлетающей птице", соната для контрабаса "Al Fresco", соната для кларнета соло "Прикосновения", "Баллада" для виолончели, сюита "Прощаясь у края дороги" для гитары и виолончели, "Пастораль" для флейты и фортепиано, концертная фантазия"Al Sereno" для альта и фортепиано, сюита для пяти труб и тубы "Из немецкой тетради" и др. Заметным явлением в национальной музыке рубежа 90-х гг. стали две кантаты Г. Гореловой: "Тысяча лет надежды" на стихи восточных поэтов Х-ХХ вв. и "Anno mundi ardentis" на стихи поэтов ХХ века. Жанр концерта можно назвать ведущим в творчестве композитора, поскольку она – автор 8 инструментальных концертов (для скрипки, гобоя, балалайки, трубы, гитары, тромбона, 2 труб, альта).
- Владимир Евгеньевич Солтан (1953 – 1997) – лауреат Государственной премии Беларуси, талантливый композитор, автор оперы «Дикая охота короля Стаха» (по повести В. Короткевича, 1988), предопределившей развитие национально-романтического направления в белорусской музыке. Творчеству композитора характерно жанровое разнообразие (симфоническая, камерная инструментальная и вокальная, хоровая музыка, киномузыка), однако лучшие достижения в области оперы и виолончельной музыки. Владимир Солтан, известен белорусским слушателям преимущественно как композитор масштабных жанров, таких, как оперы «Дикая охота короля Стаха», «Пани Ядвига», «Милавица»; 2 симфонии, 2 концерта для виолончели с оркестром, сюита для камерного оркестра «Мысли и настроения», Концерт для оркестра, кантата «Моя Беларусь», вокальные циклы на стихи М. Богдановича и А. Тарковского. Склонность композитора к романтическим традициям обусловила выбор тематики его произведений – так, оперы сюжетно связаны с прошлым Беларуси. Они, однако, приобрели, благодаря интерпретации композитора, современное звучание своей проблематикой. К камерно-вокальному жанру композитор обращался не часто, но и в нѐм оставил произведения, освящѐнные большим талантом. На фоне общего кризиса белорусской оперы конца ХХ века вдохновенно-романтическая опера В. Солтана по повести В.Короткевича «Дикая охота короля Стаха» считается одним из лучших национальных произведений. Мастерство композитора и творческой группы было отмечено Государственной премией Беларуси 1990 года. Вальс из оперы «Дикая охота короля Стаха» зажил собственной жизнью и приобрѐл популярность как симфоническое произведение, исполняемое в концертах. Яркая выразительная мелодия вальса постепенно драматизируется, к финалу приобретая трагическую окраску.
- Владимир Митрофанович Курьян (род. 1954) – композитор, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, известен как автор симфонических, вокальных и камерно-инструментальных произведений, песен на стихи современных белорусских поэтов. Он также автор первой белорусской рок-оперы «Масфан» (1976 г.). Его творчество отличается театральностью мышления, сочетанием средств выразительности академических и массовых жанров, национальной характерностью, необычными темброво-колористическими решениями. Композитором написаны мюзиклы «Идиллия», «Карлик Нос», вокально-симфоническая поэма «Памяці маці», концерт для цимбал и камерного оркестра, сюита ― «Капыльскія дудары», поэмы для народного оркестра ― «Жураўліная песня Палесся», «Курган» и др. На протяжении многих лет композитор возглавляет музыкальную часть Купаловского театра. В творческом багаже Владимира Митрофановича - музыка для трех десятков спектаклей, в числе которых «Тутэйшыя» Янки Купалы (Государственная премия Беларуси), «Идиллия» В. Дунина-Марцинкевича. Одним из лучших произведений Владимира Курьяна является концерт для цимбал и камерного оркестра. Примечательна 2 часть концерта – удивительно красивый, поэтически возвышенный дуэт цимбал и камерного оркестра.
Литература:
- https://duhmaga.ru/primety/belorusskie.html
- overseas
- wiki
- wikipedia
- https://bspu.by/blog/zhilinskaya/article/lection/belorusskaya-muzyka-s-1990-h-do-sovremennosti