Азербайджанцы

Азербайджа́нцы (азерб. azərbaycanlılarآذربایجانلیلار; МФА: [aːˌz̪ʲæɹʲ.baɪ̯.d͡ʒan̪.n̪ɨˈɫ̪aɾ]) — тюркский народ, составляющий основное население Азербайджана и значительную часть населения северо-западного Ирана. Помимо Ирана и Азербайджана традиционно проживают на территории современных России (Дагестан), Грузии (Кахетия и историческая область Борчалы — совр. Квемо-Картли), а также Турции (Карс и Ыгдыр).

Говорят на азербайджанском языке.

Верующие в основном исповедуют ислам, большая часть шиитского толка (джафаритский мазхаб), меньшая часть сунниты-ханафиты.

Большинство относятся к каспийскому типу европеоидной расы.

Формирование азербайджанского этноса на территории Восточного Закавказья и Северо-Западного Ирана представляло собой многовековой процесс, завершившийся в основном к концу XV века.

Национальный костюм
Временно отсутствует
Азербайджанка
Временно отсутствует

 

Фольклор

Азербайджанский фольклор — устное народное творчество азербайджанского народа, представленное трудовыми, обрядовыми и бытовыми песнями, легендарными, любовными и историко-героическими эпическими произведениями (дастанами), сказками, юморесками (лятифа), пословицами, поговорками, загадками. Такие дастаны, как «Кёроглы», «Асли и Керем», «Ашик-Гариб», «Шах Исмаил» занимают основное место в азербайджанском фольклоре. Многие из них связаны с историческими событиями и отражают патриотические и гуманистические чувства народа.

Поверья

Каждодневная бытовая жизнь народа связана с различными поверьями и убеждениями: «Хлеб не нарезают рукой», «Рассыпанная на скатерть соль – к скандалу», «Выпавший из рук кусок хлеба – к радости» и т.д.

Большая часть поверий, возникли в связи с природными явлениями, с растительным и животным миром: Дождь прекратится, если топор положить острием вверх», «Повесить черепаху за ногу, пойдет дождь», «Девушке, выходящей замуж, сирень не дарят», «Инжирное дерево нельзя подрезать» и т.д.

Танцы

По характеру и ритму азербайджанские народные танцы делятся на весьма плавные, плавные и оживлённые. Характерный рисунок азербайджанских танцев обусловлен их ритмическим построением. Азербайджанский танец, как правило трёхчастный: первая часть является стремительной и представляет собой ход по кругу, танцор держит корпус строго и горделиво, вторая — лирическое застывание на месте (сюзме) и третья — снова ход по кругу — уверенный, стремительный и торжественный.

Наименования многих танцев, особенно старинных, это названия наиболее любимых животных или растений: «джейрани» — газель, «лалэ» — полевой мак, «беневше» — фиалка, «иннаби» — плод фруктового дерева и др. Почти все азербайджанские танцы — сольные.

Азербайджанский танец
Временно отсутствует
Азербайджанцы отмечают праздник Граната в Красноярске
Временно отсутствует

 

Музыка

Песенное творчество, отражает различные стороны жизни народа. Оно включает в себя песни трудовые («Зехметин ишыги» — «Лучи труда», «Бичинчи негмеси» — «Песня косаря», и др.), исторические («Гачаг Наби», «Пияда Кёр-оглы» — «Пеший Кёр-оглы», и др.), лирические («Бу гелен яра бензер» — «Ты похожа на возлюбленную», «Ай, бэри бах» — «Глянь сюда», «Галанын дибиндэ» — «У подножия крепости», «Ай, лачын» — «О, сокол», «Сары Гялин» — «Златовласая невеста» и др.), обрядовые («Эй, лалла» — свадебная, и др.), шуточные («Ери, ери» — «Иди, иди», и др.) и др. Мелодика песен почти всегда характеризуется нисходящим движением, вариантным развитием заглавных попевок. Исключительно богата метроритмика песен, подчинённая тактовым размерам — 6/8, 3/4, 2/4. Песни исполняются соло, реже — хором (в основном в унисон).

Значительную часть народной музыки составляют семейно-бытовые песни — свадебные и траурно-погребальные (йуг, агы, марсия). Народная музыка Азербайджана отличается разнообразием жанров — это песня, танец, ашугское творчество, мугам.

В азербайджанской народной музыке используются 7 основных ладов: раст, шур, сегях (особенно распространены), шуштэр, баяты-шираз, чаргях и хумаюн, каждый из которых отличается особым образно-эмоциональным характером и содержит сумму определённых попевок. Семантика лада раст имеет важное значение, для мужественных и героических танцев. В женских танцах чаще применяются сегях, шур.

Азербайджанская музыкальная культура устной традиции представлена двумя крупными пластами: музыкой фольклорной, незаписанной, включающей в себя песни, танцы, и музыкой профессиональной устной традиции, к которой относятся искусство мугамов и музыкально-поэтическое творчество ашугов.

Творцами мугамов и ашыгского творчества, как известно, являлись профессионалы высокого класса, в то время, как песни и танцы сочинялись и шлифовывались в широких народных массах.

Прочно устоялась в народной практике жанровая группа трудовых песен земледельческого цикла — пахотные, сбора урожая, прополки риса и пр. (холловар, саячи).

Широко распространены в народной практике сезонные и календарные обрядовые песни (овсун, песни Новруза).

Jah Khalib - Medina
Seron - Hyat Keir
Zaur Amiraslanov - Tut agac

Музыкальные инструменты

Разнообразием пользуются азербайджанские народные музыкальные инструменты. Наиболее широко распространены духовые — тутэк, балабан, зурна; струнно-щипковые — тар, саз (его разновидности: дшурэ-саз, бёйюк-саз, голтух-саз), уд, канон; струнно-смычковые — кеманча; ударные — дэф (бубен), нагара, гоша-нагара. Создателем азербайджанского тара (11-и струнного) является азербайджанский музыкант-конструктор Садыхджан, живший в XIX веке и получивший прозвище «Отец тара». 1 мая 1932 года композитор Узеир Гаджибеков создал первый нотный оркестр азербайджанских народных инструментов им. С.Рустамова, а в январе 2000 года при Азербайджанской государственной филармонии был создан Азербайджанский государственный оркестр народных инструментов. 5 декабря 2012 года азербайджанское искусство игры на таре было включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Известные музыкальные деятели

  • Мир Мохсун Навваб (1833-1918) — астроном, поэт, художник, историк, каллиграф и музыковед.
  • Хадиджа Осман-бек кызы Гаибова (1893-1938) — деятель искусств и одна из первых азербайджанских пианисток.
  • Койкеб Камиль кызы Сафаралиева (1907-1985) — пианистка, педагог, профессор, первая азербайджанская пианистка-педагог, методист.
  • Ашраф Гасан оглы Гасанов (1909-1983) — дирижер, педагог, народный артист Азербайджанской ССР, один из первых азербайджанских дирижеров, получивших профессиональное образование.
  • Людмила Карагичева-Бретаницкая (1920-2015) — музыковед, педагог, заслуженный деятель искусств Азербайджана, кандидат искусствоведения.
  • Аделаида (Адиля) Ирза кызы Мамедова (1922-2015) — ученый, музыкант, педагог, общественный деятель.
  • Азад Гамза оглы Алиев (1928-1994) — скрипач, народный артист Азербайджана.
  • Рауф Джанбахыш оглы Абдуллаев (1937) — дирижер симфонического оркестра Азербайджанской государственной филармонии, профессор, народный артист Азербайджана.
  • Назим Асадулла оглы Рзаев (1925—1992) — азербайджанский дирижер, профессор.
  • Фархад Шамси оглы Бадалбейли (1947) — пианист, ректор Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибекова.