Ава́рцы (самоназвание — магlарулал, maḣarulal) — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа.


Аварцы, как и их далёкие предки, остаются гордым и независимым народом. Большая его часть в наше время проживает на территории Дагестана. Поразительным образом аварцам удалось на протяжении своей долгой истории сохранять свою независимость. Никому их великих завоевателей не удалось покорить их.
В далёком прошлом аварцы поклонялись волкам и орлам, считая их воплощением свободы, благородства и силы. Даже сегодня эти качества являются главным для представителей этого народа. Аварцы считают себя хранителями старинной культуры, а потому и сегодня в их крае можно увидеть поразительные обычаи, что проходят из века в век в практически неизменном виде. Что же значит название аварцев? Как живёт этот народ? и какие факты о нём мы знаем?
Фольклор
Основные жанры аварского фольклора — героические песни («Сражение с Надир-ханом» и др.), характерны также исторические песни и песни-плачи (входят в мужской репертуар, поются с инструментальным сопровождением). Выделяются лироэпические песни лахъи балай («длинная песня»). Женские песни — колыбельные, любовные, плачи-причитания. Песни одноголосны, ладовая основа — диатоника. Традиционные музыкальные инструменты: щипковые тамур и чугур, смычковый чагана; духовые — флейты шантых и лалу, пастуший парный язычковый лалаби, язычковые ястыбалабан, зурна; ударные — бубен тэп, барабан гавал. Распространилась т. н. азиатская гармоника комуз (завезена в 19 в. русскими солдатами) и балалайка (с сер. 20 в.).
Поверья
Среди аварцев существуют поверья, что звон украшений женщин отпугивает плохое и привлекает хорошее.
Танцы
Основным танцем аварцев является лезгинка. В основе всех ее вариантов лежит круговое движение и двухдольный музыкальный размер. Главной особенностью лезгинки аварцов является ее видоизменявшаяся лексика, где элементы сильно варьируются. Отдельно характеризуя мужской и женский танец аварцев, нужно подчеркнуть в мужском танце твердую постановку корпуса. Он состоит из большого числа силовых, ударных движений, множества трудных по исполнению приемов, делающих мужскую партию лезгинки остро выразительной, яркой.
Женский танец по-своему сложен своей неприметной пластикой, органичностью, что выражено в массе мелких сдвоенных шагов, различных, положениях рук и корпуса, что особенно характерно для танца чамалинок и тиндинок.


Музыка
Вокальное и инструментальное творчество аварцев отличается яркой самобытностью при наличии множества локальных "диалектных" стилей. Преобладают натуральные минорные лады, больше всего - дорийский.
Специфичный жанр аварских мужских эпико-героических песен (кьалул кучIдул) отличается трёхчастной структурой мелодии, в которой крайние части выполняют роль вступления и заключения, а в средней (речитативного склада) излагается основное содержание поэтического текста.
Типичный женский жанр - лирическая песня (рокьул кечI). Для женского вокального исполнения характерно "горловое" пение. Преобладает сольное пение с инструментальным сопровождением; встречаются также унисонное ансамблевое (женский дуэт) и хоровое (мужское) пение с эпизодическим бурдонным 2-голосием, в старинных лирических песнях - диалогическая манера пения. Маршевые и танцевальные мелодии исполняются как самостоятельные произведения.
Носители песенного творчества аварцев в прошлом - ашуги (шаэр, кочьохан).
Музыкальные инструменты
Среди инструментов: струнные - тамур, или пандур (щипковый), и чагана (смычковый); духовые - лалу (с одинарным язычком) и лалаби (парный язычковый); ударные - саргас (большой медный таз, типа гонга), кали (односторонний барабан с деревянной мембраной) и черхер (погремушка типа систра). Широко распространены гармоника, баян, аккордеон, балалайка, гитара. Женское пение часто сопровождается бубном. Традиционные инструменты ансамбля - зурна и барабан.
Известные музыкальные деятели
Среди мастеров нац. песенного искусства Аварии кон. 19 - нач. 20 вв. - певицы Анхил Марин, Лишат Араканская, певцы Омар Арашев из Игали, Магомед Абасил из Чирката.
Первые записи народного Аварского музыкального творчества были сделаны во 2-й половине 19 века русской певицей Л. И. Кармалиной. Первые публикации аварского музыкального фольклора принадлежат Г. А. Гасанову (использовал народные мелодии в своих произведениях).
К Аварскому музыкальному творчеству обращались также С. А. Агабабов, Н. С. Дагиров, Ш. Р. Чалаев. Среди национальных композиторов-мелодистов - Ахмед Цурмилов. Среди народных исполнителей: П. Нуцалова, М. Гасанова, М. Дибиром, Д. Асадулаев, Р. Магомедов.