Ара́бы (араб. عرب [ˈʕarab]) — группа народов семитской этноязыковой группы, населяющих государства Ближнего Востока и Северной Африки. Арабы говорят на арабском языке и используют арабское письмо. Численность арабов составляет около 430—450 млн человек. Более 90 % арабов исповедуют ислам, часть — христианство.


Фольклор
Арабский фольклор – это ассимиляция зародышей самобытной культуры арабов и развитого искусства завоёванных ими народов, и это смешение национальных колоритов трансформируется в великолепное творчество, отражающее невероятно специфический, необычный характер африканской и азиатской цивилизации.
Поверья
Есть поверье надевать на ребёнка одежду наизнанку, чтобы избежать сглаза.
Народное поверье гласит, что солонка на столе должна стоять перед каждой трапезой. Это привлекает к дому удачу, благополучие.
Танцы
Большое многообразие стилей арабского танца обусловлено географией их возникновения и особенностями развития. Однако несмотря на их схожее происхождение (стили арабского танца имеют своими родоначальниками древние народные танцы стран Среднего Востока, Северной Африки и Египта), все они различаются историей своего происхождения, техникой исполнения танца и традиционными особенностями культурной составляющей.
Не только классическое и эстрадное исполнение арабского танца, давно уже ставшее своеобразной традицией, но и арабский фольклор занимают важнейшее место в танцевальной культуре Востока.
Классический арабский танец является наиболее часто встречающимся стилем арабского танца ввиду его особой популярности. Этот танец принимается и исполняется во всех странах, которые каким-либо образом связаны с восточной культурой. Ему специально обучаются, поскольку он требует особой профессиональной подготовки.


Музыка
По своей социальной направленности арабская музыка подразделяется на три самостоятельные сферы: народную (крестьянскую), профессиональную (традиционно-классическую) и культовую.
В народном творчестве развивалась, главным образом, вокальная музыка (теснейшая связь с поэзией: арабские средневековые музыканты были поэтами). В жанровом отношении в народной музыке отчётливо проявляются лирические, трудовые, обрядовые напевы. Господствовало одноголосное пение с хоровым, инструментальным или ритмическим сопровождением либо пляска под игру на инструментах.
Принципиальное отличие арабской профессиональной музыки от ряда современных ей развитых национальных культур заключено в её светской сущности (прославление любви, природы, радостей земной жизни), в отличие от культового византийского искусства (но есть немало произведений, полных глубоких, сосредоточенных раздумий о смысле жизни).
Арабская профессиональная музыкальная традиция более всего связана с областью инструментального искусства. Один из популярных сольных инструментальных жанров – таксим, в основе которого лежит принцип макама (чаще всего таксимы исполнялись на уде – предшественнике европейской лютни).
Культовая музыка занимала особое положение в арабской музыкальной культуре. Ей свойственны статичность и замкнутость, «отрешённость» от светского духа арабской музыки. Придерживаясь, в целом, антимузыкальной позиции, ислам предназначал музыке прикладную функцию фона, усиливая сакральное значение слова в мелодической декламации Корана (представители некоторых течений ислама выступали за полное изгнание музыки из жизни мусульман). В богослужении мусульман отсутствует инструментальная музыка, господствующее положение занимают вокальные формы. В культовой музыке утвердились особые речитативные формы монодии, связанные со спецификой арабского языка, его интонационным строем:
- речитация сур (глав) Корана (без инструментального сопровождения и хора);
- адан (призыв к молитве);
- маулид (музыкальное повествование о рождении пророка Мухаммеда, исполняющееся респонсорно певцом-солистом и хоровой группой, поющей в унисон);
- мадих (поэма-славление пророка, обычно с соровождением барабанов).
Среди последователей «нетрадиционного» ислама пристальный интерес к музыке проявляли суфии. Исходя из того, что музыка, пение и танец являются средствами духовного совершенствования человека, суфии активно использовали элементы музыкального искусства в своей культовой практике. Цель суфийского обряда – достижение божественного начала через экстаз, который часто достигался путём мистического слушания музыки. Состояние необыкновенной психоэмоциональной возбудимости достигалось посредством длительных темброво-звуковых упражнений. В свете сказанного, мифы о смерти суфийских шейхов от слушания «божественных» звуков не кажутся столь невероятными.
Характерные черты арабской музыки:
Господство монодии. Мелодика арабской музыки многогранна. Это:
- гибкие, широкого дыхания мелодии (чаще вокальные);
- суровые напевы речитативного склада;
- изощрённая, сотканная из орнаментальных узоров мелодика инструментального типа, для которой характерна мелизматическая вариантность, импровизационность (принцип макама).
Пение всегда унисонное, нередко сопровождалось игрой на инструментах. При этом возникали элементы полифонии – органные пункты, имитации, а также «случайные» гармонические сочетания.
Богатая, свободная ритмика (результат влияния стихотворного текста на музыку). Но при огромном значении ритма определяющими в арабской музыке являются мелодия и лад. Принципы музыкального развития:
- Орнаментальное варьирование;
- Мотивно-тематическая разработка;
- Импровизационно-рапсодическое развитие;
- Секвенция.
Принципы формообразования:
- Тяготение к многочастности (сплав куплетно-вариационной и рондообразной форм). Возникает схема «восточного рондо» с чертами репризности в последнем куплете;
- Контрастное объединение цикла;
- Ладовая организация.
Музыкальные инструменты
- Рабаб. Один из самых первых струнных инструментов (представленный в восьмом веке), рабаб является предшественником западных инструментов, таких как скрипка. Рабаб с его пыльным звенящим звуком, пожалуй, является самым узнаваемым арабским инструментом и представляется в трех версиях; самая популярная версия — «скрипка с шипом», имеющая длинную шейку и шип внизу, чтобы опираться на землю.
- Уд — еще один выдающийся струнный инструмент в арабской музыке, имеющий форму груши. С шестью струнами она имеет много общего с мандолиной по высоте тона и звучанию. В более ранних версиях уда было всего три струны. Настроенный на более высокую октаву, чем рабаб, он также бывает трех версий: арабской, персидской и турецкой. Арабская версия является самой крупной из трех и сохраняет более богатый и глубокий звук.
- Канун. Струнный канун имеет форму трапеции с двумя медиаторами и ставится на колени музыканта при игре. У раннего кануна было 26 наборов тройных струн, и игрок достигал диезов, бемолей и микротонов, играя большим пальцем левой руки. Но в начале 20 века были введены наборы рычагов, называемых мандалами. Их можно было переворачивать вверх и вниз, чтобы исполнителю было легче воспроизводить диезы, бемоли и четвертные тона, которых нет в западной музыке.
- Най - это деревянный инструмент с выдувным концом, похожий на флейту или блокфлейту. Изготовленная из полого тростника, арабская версия ная имеет семь отверстий для игры, шесть спереди и одно для большого пальца сзади. Опытный игрок на нае может издавать звуки в диапазоне трех октав.
- Рик представляет собой небольшой ручной барабан с тарелками, похожими на бубен. Первоначальные версии рика обычно изготавливались из дерева, хотя сегодня их часто делают из алюминия. Медные тарелки обычно состоят из пяти групп по четыре штуки и придают рику характерный дребезжащий звук. «Рик — один из моих любимых инструментов, обладающих большими возможностями; Вы можете играть на тарелках или пластике барабана. В общем, это звучит экзотично», — говорит Шероник.
- Кубковый барабан. Перкуссия, представленная кубковым барабаном, является основой арабской музыки. «Барабан с кубком переносит вас в Саудовскую Аравию», — говорит Шероник. «Если люди собираются танцевать на вечеринке [в Саудовской Аравии], всегда играют на кубковом барабанщике». Наиболее известными типами кубковых барабанов являются табла и думбек. Кубок, который обычно держится под недоминантной рукой или на коленях, может, в зависимости от того, куда игрок бьёт, издавать глубокий бас, а также более высокие и легкие звуки.
Известные музыкальные деятели
- Умм Кульсум родилась 4 мая 1904 года в бедной семье в маленькой деревне Тамаз эс-Захайра в дельте Нила (мухафаза Дакахлия). Настоящее имя Фатма Ибрахим аль-Бальтаджи. Была одарена удивительным голосом (КОНТРАЛЬТО) и, используя специальную дыхательную технику, была способна декламировать длинные стихи.
- Хоссам Рамзи родился в Каире (Египет). Он стал известен во всем мире как талантливейший аранжировщик, композитор и перкуссионист; он создает песни для ведущих исполнителей мира: Yesim Salkim - обладательницы красивейшего женского голоса Турции, Celick Erici, Cheb Khaled, Tarkan, Rachid Taha, Faudel, The Gypsy Kings – список почти бесконечен.
- Камаль Баллан - известный музыкант и преподаватель арабских танцев - родился в Сирии, в Сувейде.
- Абдель Халим Хафез. Этот актер и певец мало известен в северных странах, но это кумир миллионов людей в арабском мире. Был одним из самых популярных египетских певцов и актеров не только в Египте, но и на всем Ближнем Востоке с 1950 по 1970.