Афганцы (пушту: الغانان, латинизированный: афганский; персидский / дари: الغاناا, латинизированный: afghānhā; персидский: الغانستانی, латинизированный: афганский) или афганцы - граждане или граждане Афганистана или люди с родословной оттуда. Афганистан состоит из различных этнических групп, из которых пуштуны, таджики, хазарейцы и узбеки являются крупнейшими; историческое этноним "афганец" использовалось для обозначения члена пуштунской этнической группы. Из-за изменения политического характера государства, такого как проведенная Британией граница с Пакистаном (тогда Британской Индией), значение изменилось, и термин сместился, чтобы быть национальной идентичностью выходцев из Афганистана всех этнических групп. Двумя основными языками, на которых говорят афганцы, являются пушту и дари (афганский диалект персидского языка), и многие из них двуязычны.</p


Афганский фольклор включает волшебные и бытовые сказки, легенды и хикаяты.
Хикаят — арабское слово, означающее «история» — форма литературного творчества. Прозаическая повесть героико-эпического, любовно-авантюрного, дидактического, агиографического либо исторического характера, отличающаяся более или менее фантастическим содержанием и анонимным авторством.
Поверья
Среди афганцев существует поверье, что во время проведения свадебных церемоний невеста и жених подвержены воздействию злых духов и дурного глаза. Поэтому чтобы уберечь их от всяческих неприятностей, проводится целый ряд ритуальных заклинаний и обрядов.
Танцы
Танцы обычно раздельные (мужские и женские). В пуштунских районах известен боевой танец — атан.
Аттан называют афганским национальным танцем – это очень древний групповой танец, который исполняют повсюду по стране. Он, как рассказывают, был одной из религиозных традиций язычников, живущих на территории современного Афганистана. Этот танец позже стал частью традиции мусульманских племен.
Основным музыкальными инструментами, которые используются во время этого традиционного танца, являются дхол (большой двусторонний барабан), который имеет глубокое и низкое звучание, табла, рубаб (18 струнный инструмент), флейта сурнай и тула (деревянная флейта). Музыканты при этом, как правило, сидят на лошадях. Танец аттан начинается тем, что ведущий танцор Атначинает сильно раскачиваться всем своим телом, а группа танцоров повторяет его движения. При этом, обычно все танцоры наряжаются в традиционные, расшитые блестками афганские или пакистанские одежды.


Музыка
Для Афганистана характерно сложное переплетение муз. культур разл. народов, издавна населявших страну: афганцев (пуштунов), таджиков, узбеков, туркмен, белуджей и др. Многовековой процесс развития афганской музыки протекал также во взаимодействии с богатой народно-песенной культурой соседних народов - индийцев и персов.
Музыкально-поэтическое творчество афганцев представлено разнообразными жанрами. Наиболее популярна ландый - песня-двустишие, состоящая из 2 неравнометричных мелодичных построений. Ей присущи лаконичность, изящество формы, свобода мелодичного рисунка. Тематика ландый обширна: любовная лирика перемежается с гневной сатирой, весёлая шутка - с глубокими философскими размышлениями. Время возникновения этого жанра не установлено (известен образец тысячелетней давности, приписываемый возлюбленной Хало - одного из афганских военачальников в государстве Газневидов). Наряду с ландый народные поэты - ашуги и думы - поют песни в форме багатый (исполняются дуэтом певцов в нарастающем темпе) и нимакый (поются всеми присутствующими поочерёдно). Особое место занимают газйль, мухаммбс, чарббйт - сложные по музыкальной структуре жанры. Их литературная форма была создана поэтами-классиками. Они обычно исполняются профессиональными музыкантами.
Рождение афганской популярной музыки связывают с работой музыкальной редакции «Радио Афганистана». Благодаря её усилиям в стране возникли первые профессиональные оркестры и возникло новое поколение афганских певцов. Среди исполнителей впервые было много женщин, что свидетельствовало об изменении настроений в обществе, где прежде профессиональная музыка считалась недостойным занятием для женщины. У слушателей была популярна пуштунская музыка с таджикской лирикой, а также песни и мелодии из индийских и пакистанских кинофильмов.
До установления власти талибов Кабул считался основным центром афганской музыкальной культуры. Однако исламские радикалы попытались искоренить эти «чуждые», с их точки зрения, влияния, навязав запрет на танцы, игру на музыкальных инструментах и звукозапись. После падения режима талибов афганская музыкальная сцена начала возрождаться, возобновились музыкальные передачи на радио и телевидении, а некоторые коллективы (например, «Кабульский ансамбль») побывали с гастролями во многих странах мира.
Музыкальные инструменты
Богатством и разнообразием отличается афганский музыкальный инструментарий. Струнные инструменты: щипковые - тамбур (род домры), руббб и дильруббб (род лютни), смычковые - сарингбй и гиджбк (разновидность скрипки), ударные - сантур и чанг (род цимбал); духовые, в т. ч. тростевые - бинбаджб (родственна волынке; заимствована из Индии), сурнбй (род гобоя), шпелый (разновидность свирели), тулб (род дудки); клавишные - армуния (род фисгармонии); ударные - наккарб и дамбма (род литавр), дарибл и дупрб (разновидность бубна), долкбй (род барабана). С начала 20 века, с проникновением в страну европейской музыкальной культуры, большое распространение получают фортепиано, аккордеон, мандолина, джазовые инструменты.